Китай выстраивает систему безопасности, альтернативную американской

17 — 19 сентября в Пекине проходит 12-й Сяншаньский международный форум по безопасности, собравший представителей государств глобального Юга. Всего в Пекин съехались 1800 представителей от 100 государств. Этот форум по безопасности можно рассматривать в качестве альтернативы «Диалогу Шангри-Ла», ежегодно проходящему в Сингапуре, куда обычно приезжают министры государств Запада, включая США. Правда, нынешний Сяншаньский форум посетил военный атташе США при посольстве КНР, представитель более низкого уровня, чем было год назад, когда администрация Байдена отправляла в Пекин заместителя помощника министра обороны. Снижение ранга представителя от США произошло, по всей видимости, потому, что прошлым летом на «Диалог Шангри-Ла» не поехал впервые с 2019 года министр обороны Китая.
В чем состоит китайская концепция нового международного порядка
На недавно прошедшем саммите ШОС председатель КНР Си Цзиньпин встретился с президентом России и премьер-министром Индии, а на военном параде пообщался с лидером КНДР.

На форуме, проходящем сейчас, политическое руководство Китая демонстрирует единство с Россией, Северной Кореей и Ираном, поскольку именно они видятся Пекину партнерами по противостоянию глобальному влиянию США. Если вдуматься, то темы саммита (глобальное управление в сфере безопасности, сотрудничество в области безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, защита послевоенного международного порядка и укрепление регионального мира) перекликаются с недавним саммитом ШОС и военным парадом по случаю 80-летия окончания Второй мировой войны, которые демонстрировали силу и влияние Поднебесной.
Китайская концепция нового международного порядка, без всякого сомнения, ориентирована на государства глобального Юга, прежде всего, — Бразилию, Малайзию, Вьетнам и Нигерию. Названные государства осознают свою значимость в этой системе, поэтому и отправили в Пекин представителей более высокого уровня.
Что касается китайского видения новой системы международной безопасности, то неотъемлемой его частью является возвращение Тайваня в состав Китая. Относительно Южно-Китайского моря, министр обороны Китая Дун Дзюнь заявил на открытии форума, что Пекин будет сотрудничать с другими сторонами для ускорения переговоров по установлению режима мореплавания в этой акватории.

Военные союзы и политические блоки в настоящее время, по мнению Пекина, неприемлемы, поскольку они преследуют гегемонистские и эгоистические интересы лидеров таких союзов, что не имеет ничего общего с международной безопасностью.
Индикатором того, что Китай в деле построения новой системы международной безопасности ориентируется именно на государства глобального Юга, можно считать то, что Пекин продолжает заключать двухсторонние соглашения именно с ними.
Какой будет военная дипломатия Китая и США
Несмотря на то, что на нынешнем форуме присутствует всего лишь военный атташе США в Пекине, реальное взаимодействие между военными ведомствами двух стран ведется по закрытым каналам. Доказательством этого можно считать разговор по телефону министра обороны США Пита Хегсета со своим китайским коллегой Дун Цзюнем. Министры убеждены, что такие контакты должны быть продолжены, а позиция каждой из сторон по тому или иному вопросу глобальной или региональной безопасности должна быть озвучена и услышана, тем более в условиях, когда национальные интересы двух сторон не совпадают.
Надо полагать, что Пекин и Вашингтон слышат друг друга, несмотря на регулярную демонстрацию силы. Достаточно вспомнить в этой связи два параллельных события прошлой недели: американо-японские военные учения, во время которых на японской территории впервые были размещены ракетные комплексы средней дальности Typhon, и прохождение нового китайского авианосца «Фуцзянь» через Тайваньский пролив в Южно-Китайское море.
Проводя форумы, подобные Сяншаньскому, Китай продвигает собственную повестку, привлекая все больше сторонников нового международного миропорядка.
Рекомендуем


