Навроцкий и Туск манипулируют темой репараций с Германии

Ещё в сентябре 2022 года комиссия польского сейма подсчитала, что ущерб, нанесенный Польше со стороны Германии во время Второй мировой войны составил более шести триллионов злотых или 1,3 триллиона долларов. И это только материальный ущерб. Плюс к этому принудительный труд поляков на фермах и фабриках в Германии оценили отдельно.
Но суть не в этом.
Посетивший на днях Берлин президент Польши Кароль Навроцкий в очередной раз озвучил требования о выплате Германией денег Польше за военные преступления периода Второй мировой войны.
Чего хочет Навроцкий
Недавно избранный президент Польши выразил мнение, что «Германия могла бы начать выплачивать репарации, укрепляя мощь польской армии и ее обороноспособность. И одновременно укрепляя то, что важно для всех нас, а именно восточный фланг НАТО, который является пограничным регионом продолжающейся войны». Об укреплении восточного фланга НАТО польский президент сказал не зря. Этим самым он попытался вписаться в общий тренд своего кумира Трампа, который продвигает эту же идею за счет Европы. Получается, польский президент, с одной стороны, подыграл Трампу, а с другой — попытался намекнуть тому, что можно «нажать» на Европу для милитаризации Польши.

О негативной реакции властей Германии на пассажи Навроцкого свидетельствуют заголовки материалов немецких СМИ, в которых звучат призывы «не злить Германию».
Кто и почему в Польше торпедирует идею репараций
Премьер-министр Польши Дональд Туск, партия «Гражданская платформа» которого контролирует правительство и сейм, заявил, что Германия имеет «моральные обязательства» перед Польшей, но требование репараций Варшавой противоречит международному праву, поскольку еще в 1953 году Польская Народная Республика отказалась от всех претензий к ГДР, а затем постсоциалистическая Польша и объединённая, Германия соглашением урегулировали репарационный вопрос. Поэтому юридически проблема решена навсегда, а требование репараций может испортить только начавшие налаживаться отношения между Берлином и Варшавой.

Логика Туска пролегает не только в следовании букве международного права. Политическая карьера нынешнего польского премьера была тесно связана с ФРГ. Достаточно вспомнить, что еще председателем Евросовета Туск позволял канцлеру Ангеле Меркель фактически управлять Евросоюзом.
Диаметрально противоположные позиции Туска и Навроцкого свидетельствуют о расколе в польском обществе, поскольку за обоими политиками стоит электорат, выражающий такую же позицию, что и они сами. Приблизительно 54% поляков поддерживают Навроцкого в вопросах о репарациях, примерно 30% — Туска. Оба политика выражают интересы сторонников, поэтому, чтобы остаться у власти, вынуждены прислушиваться к их мнению.
Какие цели преследуют оба политика
Навроцкий стремится набрать очки на антинемецкой риторике, поскольку более половины электората не прочь получить репарации с Германии, и одновременно дискредитировать Туска, которого еще во время последней избирательной кампании по выборам сейма политические оппоненты называли не иначе, как «немецким агентом».

Туск, в свою очередь, занял оборонительную позицию, всерьез опасаясь обвинений своего правительства в прогерманских настроениях, поскольку это может навредить новым инициативам в отношении не только Германии, но и всего Евросоюза.
Поэтому Туск дистанцировался от предложения Германии по поводу ввода войск на Украину, но будет вынужден смириться с позицией президента по поводу сокращения помощи украинским беженцам.