Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

И бивни мамонта находили! История строительства Минского метрополитена

И бивни мамонта находили! История строительства Минского метрополитена
Фото: Анна Меркушевич

Если вы думаете, что ноябрь не подходит для путешествий из-за холода и дождей, тогда самое время пройтись по музеям. Предлагаем посмотреть выставочную экспозицию по истории Минского метрополитена. Да, такая существует в столице. И поверьте, она достойна внимания. К примеру, вы знаете, какая станция Минского метрополитена самая глубокая? Ладно, а какая станция самая освещенная? А где находится самое глубокое метро в мире? Ну вот, вопросов много, значит, есть повод зайти.

Музей Минского метро находится на станции «Могилевская». Заблаговременно договариваемся о встрече с экскурсоводом Ириной Омельчук. Общение начинаем прямо у исторической фотоэкспозиции.

Для того, чтобы создать звездное небо на станции «Петровщина», понадобилось 400 светодиодных лампочек.

Регулярное движение поездов Минского метрополитена началось 29 июня 1984 года, в канун 40-й годовщины освобождения Минска от немецких захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Пока рассматриваю плакат, иллюстрирующий это событие, экскурсовод рассказывает.

— В Советском Союзе метро строили в городах-миллионниках. Минск не был таким, потому что после войны он был полностью разрушен, — начинает рассказ Ирина Константиновна. — Но восстанавливался и разрастался он быстрыми темпами. Как только 25 января 1972 года в 6-й Минской городской клинической больнице родился миллионный житель, процесс запустили. Это произошло во многом благодаря первому секретарю ЦК Компартии Белоруссии Петру Машерову, который был заинтересован в данном мероприятии. Кстати, первая новость о проекте строительства метро в Минске появилась в газетах в 1968 году.

3 мая 1977 года в Минске приступили к строительным работам девятого по счету метро на постсоветском пространстве. Причем стартовали они в районе Парка Челюскинцев. Протяженность первой линии метрополитена должна была составить 8,5 км и состоять из восьми станций.

Кстати, по словам Ирины Омельчук, многие станции столичного метро в процессе сменили первоначальные названия. Так, к примеру, станция «Московская» стала «Институтом Культуры», «Центральная площадь» — «Октябрьской», «Академическая» — «Академией Наук», а «Волгоградская» — «Московской». Планировалось, что между «Октябрьской» и «Площадью Ленина» на пересечении проспекта с улицей Комсомольской построят станцию «Комсомольскую». Но позже отказались от данной идеи из-за короткого перегона.

— Работы выполняли с помощью немеханизированного проходческого щита, который за месяц проходил только 45 метров. Для сравнения, современный тоннеллепроходческий механизированный комплекс «Алеся» делает эту работу гораздо быстрее, проходя 250 метров за такое же время. Да и обслуживают его всего 8 человек. А тогда ручного труда было необходимо гораздо больше, — отмечает экскурсовод. — Кстати, Минский метрополитен не глубокий. Так как город Минск находится на белорусской гряде, которая в глубину на 200 метров состоит из отложений ледниковых формаций, с преобладанием песков, гравийно-галечных грунтов и валунов, а под городом находится обширное подземное море. До недавних пор самой глубокой станцией была «Октябрьская», которая находится под землей на расстоянии 17 метров. Сейчас же дальше всех в глубину уходит станция «Юбилейная площадь» — 30 метров.

А самая глубокая станция в мире находится в Киеве — «Арсенальная». На глубине 105,5 м. Спуск на эскалаторе занимает около 5 минут.

Ирина Омельчук знает увлекательные факты из строительства всех станций. Нередко строительство сопровождалось плывунами. Немало трудностей создавали и инженерные коммуникации. Чтобы не повредить архитектурный ансамбль столицы, особенно ее исторической части, прокладку тоннелей и возведение станций пришлось вести с высочайшей степенью надежности и точности. Например, определенные сложности были при возведении станции «Площадь Победы»: из-за реки, обелиска и близкого расположения домов. Но и с ними строители справились, проложив тоннель под Свислочью всего за 12 дней. На станции «Октябрьской» строителей ждал сюрприз: находка в виде бивней мамонта. На станции «Институт Культуры» — снаряды времен Великой Отечественной войны. Находили и старинные монеты, и другие исторические ценности.

Останавливаемся возле фотографий, демонстрирующих торжественное открытие Минского метрополитена. На нем присутствовало много гостей, в том числе почетных. К примеру, среди приглашенных был летчик-космонавт Петр Климук. Гости проезжали станцию за станцией, выходя и любуясь дизайном каждой. В день открытия проезд был бесплатным, но уже на следующий день надо было опустить в монетоприемник 5 копеек. За первый год работы метрополитен перевез 80 миллионов человек.

«Помню, как возила детей на экскурсию в метро в 84-м, — рассказывает уже позже учитель-пенсионер Ирина Колодинская. — Мы с ребятами выходили на каждой станции и рассматривали их. Это казалось чем-то фантастическим — дорога под землей. Каждая станция первой ветки метро имела свой продуманный дизайн, который чаще всего был обусловлен ее месторасположением, названием или конкретным историческим событием. Сегодня я восторгаюсь современными станциями. Какие же они восхитительные».

Минское метро использует ту же ширину колеи, что и обычные железные дороги в Беларуси — 1520 мм.

После открытия первого участка первой линии продолжили строительство станции «Восток». Параллельно возводилась вторая линия от «Тракторного завода» до «Немиги».

— Когда строили станцию «Немига», рабочие наткнулись на Минское замчище. И строительную площадку на 2 года пришлось передать археологам, — продолжает удивлять Ирина Омельчук. — 1 участок 2 линии был открыт 31 декабря 1990 года. Единственная станция на этом участке, которая не была готова, «Первомайская». И снова причиной тому стала река Свислочь. Станцию открыли только через 5 месяцев. Затем продолжили строительство станций «Молодежная» и «Пушкинская», а позже — «Партизанской» и «Автозаводской». Последней возводилась «Могилевская». Первоначально она должна была называться «Социалистической». Но к тому времени, как пришлось ее открывать, в истории большого государства многое изменилось. А спустя два года открыли депо Могилевское.

На станции «Пушкинская» 336 фонарей, расположенных на 28 колоннах по 12 штук

Кстати, станция «Могилевская» первая, где начали использовать лифты для людей с ограниченными возможностями, а на станциях «Октябрьская», «Первомайская» и «Фрунзенская» были построены подъемные платформы. К 2005-му открыли все станции Автозаводской линии. А в 2020-м еще и четыре из 14 станций Зеленолужской линии. На них установлены двери автоматические станционные, которые некоторые пассажиры называют защитными барьерами. Здесь находится самая глубокая по залеганию станция. На «Вокзальной» сооружен самый широкий перрон (16 м). На этой ветке использован и ряд инновационных систем, не применявшихся ранее в подземке. На пешеходных переходах с первой и второй линий на третью смонтированы траволаторы, так называемые бегущие дорожки. Задействованы и новые электропоезда, произведенные на предприятии ЗАО «Штадлер Минск». Проектируется и четвертая линия Минского метрополитена, которая станет кольцевой.

Данный музей интересен не только фотоэкспозицией. Есть здесь и два зала, стилизованных под пассажирские вагоны, в которых собрали множество раритетных вещей. К примеру, жительница Минска преподнесла в подарок необычный альбом с вырезками из газет, касательно метро, начиная с той первой заметки в 1968 году.

А вот коллекция жетонов, которые были на протяжении всей истории Минского метро, а также жетоны из других метро СССР.

Минское метро состоит из трех линий общей протяженностью 40,8 км, 33 станций, из них 15 станций расположены на 1-й (Московской) линии, 14 на 2-й (Автозаводской) линии и 4 на 3-й (Зеленолужской) линии метро, и двух электродепо.

Личные вещи передавали как работники метрополитена, в том числе и руководители, так и обычные граждане.

— Одним из главных инициаторов создания музея метро был ветеран предприятия Григорий Якимков. Это один из самых авторитетных знатоков истории Минского метрополитена, проработавший в нем всю свою сознательную жизнь, — продолжает рассказ Ирина Константиновна. — Ушел на заслуженный отдых, когда ему было далеко за семьдесят. Во многом благодаря Григорию Федоровичу и его коллегам, были собраны многие уникальные материалы, фотоснимки и эксклюзивные экспонаты.

В музее есть и старинные телефоны, для связи с поездным диспетчером, и печатные машинки, и даже монеторазменник, ведь когда-то войти в метро можно было за монетку номиналом в пять копеек. Жетоны вошли в пользование только с 1992 года. С 1996 для оплаты проезда используется пластиковая карточка с магнитным носителем, с 2008 бесконтактная, с 2018 года Минский метрополитен первый на постсоветском пространстве и третий в мире после Лондонского и Ванкуверского стал использовать бесконтактную банковскую карточку одновременно на всех станциях метро.

Но самый любимый экспонат для всех экскурсантов, особенно юных, — кабина машиниста, где все по-настоящему. Добро пожаловать в музей метро.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59