Тайна погибшего экипажа: в Вилейке раскрыта история советского летчика Василия Панина

В экспозиции вилейского краеведческого музея, посвященной Великой Отечественной войне, находится гимнастерка советского летчика Василия Панина. Экспонат имеет необычную, можно даже сказать, детективную историю.

24 июня 1941 года на третий день войны над Снежково, что в двух километрах от Вилейки, был сбит необычный советский самолет. Секретный Су-2. Самолет включал в себя функции бомбардировщика, разведчика и штурмовика. Такие машины были созданы конструктором Сухим и выпущены в количестве 413 штук. Местные жители подбежали к месту крушения и навсегда запомнили увиденную картину: рядом с покореженной кабиной лежали обгоревшие тела двух летчиков. На документах, которые достали из летных курток погибших значились фамилии: Пронин и Панин. Похоронили экипаж неподалеку от самолета, а на следующий день в Вилейку пришли немцы.
Командиром самолета был старший лейтенант Панин Василий Иванович. Пронина, как оказалось, в том самолете не было. Мужчина просто забыл свою куртку в злополучном самолете, а кто-то другой из пилотов в неразберихе первых дней войны случайно надел ее с документами Пронина. Вместо него погиб другой летчик, имя которого так и не удалось восстановить. Сам Пронин еще до 1957 года был жив-здоров, продолжал служить летчиком. А его имя до сих пор выбито на камне братской могилы под Вилейкой.


На обочине трассы Минск — Куренец стоит огромный валун с рваными, как осколки, краями. На красном граните — черная доска с силуэтом самолета и словами: «На этом месте после неравного воздушного боя 24 июня 1941 года погиб экипаж самолета Су-2. Командир — старший лейтенант Панин В.И.».
Спустя годы трагическая история летчиков стала широко известна благодаря СМИ. Прочитав ее в одной из газет, внук Василия Панина Алексей, который живет в Москве, приехал в Вилейку, чтобы увидеть место гибели деда. До этого его 72 года считали без вести пропавшим.




В дар музею Алексей как раз и передал гимнастерку и галифе деда и несколько снимков, на одном из которых летчик — старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 43-го бомбардировочного авиационного полка Василий Панин — в той самой форме.


— Это самое малое, что я могу сделать для вилейской земли, — сказал тогда Алексей. — Я очень благодарен, что в Вилейке с такими почестями отнеслись к памяти о нем. Для меня было огромной радостью узнать, что мой дед — герой.
Рекомендуем



