На Украине процветает новый бизнес — скупка руин
О способности многих украинцев монетизировать невозможное давно ходят легенды. И сейчас там появился совершенно невероятный бизнес — торговля руинами. Кто и с какой целью скупает разрушенную недвижимость?
Локация
Руины жилья и иной недвижимости скупаются по всей Украине. Исключений нет. Но если в глубинке люди отдают недвижимость, то в лакомых для проворных украинских риэлторов местах за руины можно получить более или менее весомую сумму. Лидируют пострадавшие пригороды Киева: Ирпень, Буча, Гостомель. Также спросом пользуются разрушенные окраины и предместья Харькова. Без внимания риэлторов не остались и разрушенные пригороды других городов, но цена там, разумеется, ниже киевских предместий.
За символические деньги жилье отдают в основном беженцы из регионов. Владельцы жилья на окраинах Киева и Харькова серьезно торгуются.
Цены
Каковы же цены на руины? Состояние домов, как показала практика, риэлторов интересует относительно. Главное — документы о праве собственности. Цены варьируются от 20 до 150 долларов за квадратный метр. Как я уже упомянул, чем локация объекта ближе к Киеву или Харькову, тем выше цена. Самые высокие цены предлагают за руины в Ирпене и Буче. До СВО цены в этих пригородах были относительно демократичными — 500-1000 долларов за квадратный метр. При этом основная часть новостроек в Ирпене и Буче — это жилье бизнес-класса. За жилье в разрушенном харьковском микрорайоне Салтовка предлагают суммы меньше — в среднем 2000 долларов за двухкомнатную квартиру. То есть приблизительно по 40-50 долларов за метр. Что касается разрушенных частных домов, то тут учитывается только локация и площадь участка. В провинции 1000 долларов за такое владение считается хорошей ценой.
Цель
Главный вопрос: с какой целью скупается разрушенная недвижимость? Первый ответ, который приходит на ум — для компенсации. И это верный вывод. Да, основная часть руин покупается для получения компенсации. То есть, покупатель вкладывает, например, 50 долларов за квадрат, а получает компенсацию в размере 500 долларов. В десять раз больше! Но и это, кстати, не предел. Есть случае, когда компенсация превысила затраты в 20 раз. Тогда возникает следующий вопрос: почему люди сами не желают получить компенсацию за свое жилье? Ответ прост — потому что это Украина. Чтобы не стоять с протянутой рукой годами, нужно иметь связи в исполкомах. То есть скупают руины именно те, кто эти связи имеет.
Но дело не только в компенсации. Скупщики активно интересуются восстанавливаемыми домами. Причем цена там, как правило, на порядок выше, чем в руинах, не подлежащих восстановлению. В Ирпене такое жилье стоит в районе 150 долларов за метр. А после восстановления дома она сравняется с прежней рыночной ценой — на уровне 700 долларов за квадрат. Тоже, как видите, неплохой вариант, для быстрого обогащения без особых хлопот.
Проблемнее с частными домовладениями — на их восстановление выделяется компенсация, которую можно потратить только на приобретение стройматериалов. Полагаю, что на Украине быстро найдут выход из этой ситуации. Но даже те, кто в рамках закона тратит средства на покупку стройматериалов и восстановление, не остаются в накладе. Власти дают возможность менять проект. И если участок в хорошей локации, то вложения можно увеличить в разы.
Нюанс
Правда, не все так гладко для скупщиков. По закону на компенсацию могут рассчитывать собственники, которые числились на момент разрушения жилья в госреестре. Но есть лазейки. Решения о компенсациях принимают местные комиссии, а с ними, как показывает практика, можно договориться, и легко получить компенсацию до 500-600 долларов за квадрат. Даже если накануне купил эту недвижимость по 20 долларов за квадрат. Это Украина.