Наследие Ленина и СССР: какие достижения повлияли на человечество?
Это реальная история. В апреле 1990 года, когда страна (тогда еще СССР) готовилась встретить 120-летний юбилей Ильича, возвращался я домой из Минска на пригородном ЛАЗе. И угораздило меня сесть рядом со знакомым, который относился к так называемой творческой интеллигенции…
Страна засияла
И вот этот в прямом смысле профессионально культурный человек говорит, что из ленинского он ничего не читал, но это не помешает ему аргументированно опровергнуть любую работу Ленина.
— Назови, — предложил он мне, — любой более-менее известный тезис Владимира Ильича, и я тебе докажу свою правоту.
Тезис, конечно, не научная работа. Но стало интересно. И озвучиваю ленинское определение коммунизма, который «есть советская власть плюс электрификация всей страны».
Только представьте. Декабрь 1920 года. Совсем недавно закончилась гражданская война. В стране — бандитизм, голод, тотальная разруха. Заводы стоят, ничего не работает. Белочехи, возвращаясь в Прагу, даже шпалы на железнодорожных путях поснимали и вывезли с собой. Если бы белорусский космонавт Новицкий глянул на страну декабря 1920 года ночью с околоземной орбиты, он бы увидел огромное — от Бреста до Владивостока — черное пятно. О каком «свете социализма», о каком будущем можно в такой обстановке говорить?
Тем не менее нашелся человек, который разработал план ГОЭЛРО (принят 22.12.1920 г.), обеспечивший промышленность мощностью, а людей – светом и теплом.
А спустя 120 лет мой сосед по месту в автобусе, человек, который всегда негодует из-за пропавшего на час-другой электричества (на селе подобное бывает), говорит: «Эка невидаль — вкрутить по лампочке в каждой избе! Где тут подвиг? Это раздувание из мухи слона».
Так лампочек-то не было! И проводов, и электростанций…
Страна обучалась
Второй тезис был про «кухарку» и «управление государством». После чего пришлось выслушивать негатив в адрес советской власти и идей социализма. Потому что кухаркино место — на кухне.
На самом деле едва ли не самая знаменитая цитата Ленина появилась в виде довольно вольного пересказа его статьи «Удержат ли большевики государственную власть?» в журнале «Просвещение» в 1917 году. Дословно же там написано следующее: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка НЕ способны сейчас же вступить в управление государством. <…> Но мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления <…> начато было <…> немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».
Получается, цитата Ленина не только о том, что после соответствующего обучения и кухарка, и солдат смогут управлять государством, это еще и констатация факта ликвидации в стране классового разделения людей. Социальные лифты позволяли любому человеку после получения соответствующего образования оказаться на самом верху социальной пирамиды. Как, например, произошло с самым знаменитым главой МИД СССР Андреем Громыко, имевшим крестьянское происхождение…
Что еще дала советская власть гражданам СССР?
Восьмичасовой рабочий день
Любимая многими Википедия сообщает, что самым первым в мире восьмичасовой рабочий день установил британский предприниматель и социалист Роберт Оуэн на своей бумагопрядильной фабрике в 1817 году, т. е. за сто лет до революции в России. Оуэн считал, что человек должен трудиться, отдыхать и спать по 8 часов.
А первым законодательным актом, если верить упомянутой Вики, установившим лимит в восемь часов рабочего дня для всех граждан страны, стала конституция Мексики, опубликованная 5 февраля 1917 года.
При этом нет ни одного слова о том, что введение для отдельных категорий/отдельных лиц или на одном (из сотен тысяч) предприятии 8-часового рабочего дня категорически неравнозначно тому, что сделали большевики, которые одномоментно по всей стране установили длительность рабочего дня и продолжительность рабочей недели. Они выдвинули лозунг на пути к власти и, добившись ее, воплотили идею в жизнь.
Ежегодный оплачиваемый отпуск
Все та же Вики идею оплачиваемого отпуска приписывает Франции: мол, еще в средние века. На плантациях виноградников. Там, где все подчинено временам года. Снял урожай, отжал его — шуруй в отпуск до весны!
Если же иметь в виду не анекдотические отпуска, а реальные, то речь следует вести именно об СССР. Правда, оговоримся: до 1967 года ежегодно оплачиваемый отпуск составлял 12 дней, позже его увеличили до 15. Но сути это не меняет: впервые в истории.
Бесплатное общее и профессиональное образование, включая высшее
Знаете, что сильно удивляло солдат 62-й армии под командованием Чуйкова под Сталинградом? То, что пленные итальянцы (а их участвовало в Сталинградской битве около 130 тысяч) не умели ни читать, ни писать. Включая большинство офицеров. Это был 1943 год; процент грамотности в СССР составлял 90%.
— Войну выиграли русские учителя физики и математики, — заявляли после войны германские генералы, признавая, что лучшая в мире германская система образования проиграла войну иной системе образования.
Вот выдержка из программы ІІ съезда РСДРП 1903 года: «<…>даровое и обязательное общее и профессиональное образование для всех детей обоего пола до 16 лет; снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства». Там же прописано и «право населения получать образование на родном языке, обеспечиваемое созданием на счет государства и органов самоуправления необходимых для этого школ; право каждого гражданина объясняться на родном языке и на собраниях; введение родного языка наравне с государственным во всех местных общественных и государственных учреждениях;
В 1887 году в Российской империи был принят циркуляр «О сокращении гимназического образования», получивший название «о кухаркиных детях». Согласно документу ребят из бедных семей не следовало принимать в учебные заведения: «…гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».
А большевики начали как раз с ликвидации безграмотности. Было открыто более тысячи школ, начали выпускаться буквари, газеты и журналы. Под программу ликбеза попали две основные группы — граждане 18–30 лет (кадровый резерв хозяйственной деятельности) и беспризорники, коих было от 4 до 7 млн.
Впервые в мире появилось:
Бесплатное пользование детскими дошкольными учреждениями: детскими яслями, детсадами, пионерскими лагерями.Бесплатное медицинское обеспечение.
Бесплатное санаторно-курортное лечение.
Бесплатное жилье.
Бесплатный проезд к месту работы или учебы по индивидуальному, оплачиваемому государством проездному документу.
Принципы образования выработались за время существования СССР следующие:
— равенство граждан, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения, свобода выбора языка обучения (с детского сада до Академии наук);
— обязательность образования для всех детей и подростков;
— государственный характер всех учебно-воспитательных учреждений; единство системы образования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней к высшим и от одной отрасли знаний к другой;
— бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, выплата стипендий учащимся и студентам;
— единство обучения и воспитания, связь с жизнью, высоконравственный светский характер, совместное обучение лиц обоего пола.
В 60-х годах прошлого века американский президент Джон Кеннеди как-то сказал, что русские выиграли у американцев соревнование за космос за школьной партой и американцам пора перенимать именно русский опыт образования.
Бесплатное медицинское обеспечение
Большевики понимали: в области здравоохранения следует идти двумя путями: развивать медицину, которая борется с болезнями, и создавать систему профилактических мер, данные болезни предотвращающих. Для этого следует создавать для населения такую среду обитания, в которой болезни если не исключаются, то хотя бы не провоцируются искусственно. Внимание уделялось всему: условиям работы и учебы, проживания и питания, охране материнства и детства. Государственное здравоохранение позволяло позаботиться обо всем. Система работала и развивалась. Сегодня в мире ее знают как модель Семашко (Николай Александрович Семашко – один из организаторов системы здравоохранения в СССР).
В основе модели лежат следующие идеи: единые принципы организации и централизация системы здравоохранения; равная доступность здравоохранения для всех граждан; первоочередное внимание детству и материнству; ликвидация социальных основ болезней и пр. Все это вместе и в системе — впервые в истории человечества.
Кроме того, женщины имели право на целый ряд дополнительных льгот:
— право на трехлетний декретный отпуск с сохранением рабочего места. (56 дней — полностью оплачиваемый, 1,5 года — пособие, 3 года — без прерывания стажа и запрет администрации на увольнение);
— право на бесплатную патронажную службу для ребенка до года;
— право на бесплатную молочную кухню для новорожденных до трех лет;
— право на бесплатное медицинское и санаторно-курортное лечение при любых детских заболеваниях;
Ни в одной стране мира ничего подобного не было. Социальные блага в зарубежных странах стали появляться лишь после Второй мировой войны в результате существования на планете советского государства. Но это уже другая история…