Меню

Звезды и герои: как личный пример знаменитостей формирует ценности и поведение общества

Тихонов
Фото: из открытых источников

Мы живем в переломный геополитический момент. Меняется все вокруг, мир становится другим. На нашем Союзном пространстве происходит смена элит, норм общественной жизни, лидеров, поколений. Наша эпоха рождает целую плеяду новых героев, ярких личностей, звезд. Они молниеносно вспыхивают и набирают популярность. В журналистской, творческо-эстрадной, научной, спортивной, общественно-политической среде появляются поистине народные любимцы. Западная гибридная атака на Беларусь в 2020 году и начало СВО в России значительно ускорили процесс их появления. Вызовы рождают героев.

Примечательно, что фигуры медийные: журналисты, военкоры, политологи, различные эксперты, общественные деятели и даже блогеры захватили внимание, умы и симпатии граждан похлеще, чем крутое кино и традиционная, в хорошем смысле слова, звездная эстрада. Ведь зачастую жарким футбольным баталиям и зрелищным заморским блокбастерам мы предпочитаем не менее жаркие и зрелищные политические шоу, приправленные качественной аналитикой. Не ошибусь, что многие из нас частенько боролись со сном, ожидая мощного выступления Вадима Гигина или Александра Шпаковского на известной всем полуночной политической передаче из Москвы.

Сейчас все «ценности» и то, что было нормой в короткую эпоху оголтелого либерализма и равнения на Запад, безвозвратно уходит, общество постепенно отрезвляется и возвращается к себе. Известно, что до революции наша славянская цивилизация воспитывалась на «Домострое» — христианском сборнике правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи. В советском обществе вопросы нравственности и поведения регулировал «Моральный кодекс строителя коммунизма». После развала СССР на постсоветском пространстве стали жить «по Соросу». То «святое» время потихоньку «оскотинивало» людей, превращая театр, литературу, искусство в витрину аморальности, а музей — в выставку фекалий с приставкой «современный арт-объект». Сейчас на смену этому всему приходит новая эстетика. На общественном небосклоне загораются новые звезды. В самых различных сферах появляются яркие личности, которые нежданно-негаданно обрастают популярностью и начинают светить, как те самые звезды на небе. И крайне важно, чтобы они несли в душе переданную нам предками мораль, а не учились по заморскому «ютюбу». Ведь эти люди, заслуженно попавшие на медийный олимп и вознесенные временем, становятся для нас примером. Мы доверяем их мнению, прислушиваемся к их советам, пристально наблюдаем и оцениваем их поступки, порой равняемся на них.

Однако новорожденные знаменитости тоже не застрахованы от ошибок. Ведь кое- кто уже «бронзовеет» на глазах, свысока поглядывая на коллег по творческому цеху и вместо ежедневного горения в профессии, занимается самолюбованием, перерастающим нередко в халтуру в деле, которое и подняло их на Олимп. И, наверное, причина не только в издержках характера. С этой проблемой сталкивалась и могучая советская система. 2 марта 1930 года в газете «Правда» была опубликована статья Иосифа Сталина «Головокружение от успехов». Он писал: «…Успехи имеют и свою теневую сторону, особенно когда они достаются сравнительно «легко», в порядке, так сказать, «неожиданности». Такие успехи иногда прививают дух самомнения и зазнайства: «Мы все можем!», «Нам все нипочем!».

В наши дни заглавие статьи воспринимается как призыв и современный слоган, осуждающий необоснованное зазнайство, самообольщение, эйфорию. Речь идет о признании ошибок, самокритике. Иными словами, надо трезво воспринимать действительность и не зарываться. Это старый проверенный временем принцип.

К публичному человеку предъявляются повышенные требования. Знаменитостям приходится исправлять даже собственные черты характера: грубый становится мягче, злой — добрее, дерзкий — ровнее. Нужно помнить, что, получая славу и признание, человек многое приобретает, но и одновременно многое теряет в смысле личной свободы. Порой приходится вынужденно наступить на горло собственной «песне», ограничивать или корректировать свои желания и поведение. Безусловно, никто не запретит, к примеру, знаменитой спортсменке или певице размещать в соцсетях гигабайты пляжных фото с настойчивым акцентом на излишне упругие части тела, прикрытые лишь лучами солнца, или успешному артисту, крупному бизнесмену выпячивать свое благополучие и чрезмерное благосостояние. И как при этом учить школьников, студентов высокой морали, скромности, патриотизму, прививать семейные ценности? Так на какую часть личности своего кумира должна равняться молодежь: на профессионально-творческую, или на ту, которую он порой откровенно демонстрирует в «инстаграмм», в каких-то жизненных ситуациях, и которые не всегда совпадают?

Всем известный «Штирлиц» — артист Вячеслав Тихонов, советская кинозвезда, был в жизни очень скромным человеком. Футбольный вратарь, признанный непревзойденным в мире Лев Яшин или наши легендарные хоккеисты Харламов, Старшинов, Майоров, Рагулин, отчаянные и непобедимые на площадке, сняв хоккейную форму, превращались в обаятельных, простых, «своих» парней, нисколько не страдая «звездной болезнью». И это настоящие звезды, без кавычек, их вся страна носила на руках. И на их примере росли, воспитывались миллионы юных последователей, будущих патриотов своей Родины.

 Сейчас мы находимся в 1942 году, если проводить аналогию с Великой Отечественной войной. До победного финиша еще далеко, впереди серьезные испытания, решительные схватки с сильным и агрессивно настроенным врагом. Сейчас гражданские качества знаменитостей выходят на первый план, порой затмевая даже их творческие и профессиональные способности и заслуги. Важен личный пример звезд и героев. Таково требование времени. И некоторым новоявленным и, безусловно, талантливым публичным персонам, с выросшими амбициями, не растерять бы по дороге союзников, единомышленников и друзей. Побольше бы скромности. Сила — в единстве!

Алексей Синенко

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59