ЕС и МЕРКОСУР подписали историческую сделку: почему фермеры против, а автопром ликует
В Брюсселе ликуют: то, чего ожидали целую четверть века, наконец, свершилось, — подписано крупнейшее в истории Евросоюза торговое соглашение с южноамериканским блоком Меркосур. Переговоры начались в 2000-м году, когда ЕС был поменьше и стабильности в мире было больше, что, впрочем, слабо отразилось на способности Европы договориться с южноамериканским блоком в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая.
Теперь цель достигнута, но она изменилась: если 26 лет назад речь шла о формировании правил мировой торговли, то сейчас ставки выросли, поскольку торговое соглашение важно для экономического выживания Евросоюза.
Что немцам — хорошо, то остальным — не очень
Подписания торгового соглашения больше всего-то ожидал немецкий автопром, которому как воздух необходимы новые рынки сбыта, утраченные из-за тарифов Трампа и китайской автоэкспансии в сам Евросоюз, Россию и Беларусь. Поэтому втюхивать фактический неликвид (напомним, что в следующем десятилетии в Евросоюзе хотят запретить продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания) хотят за пределами «традиционных рынков», — в Южной Америке, где нет никаких ограничений по поводу того, чем заправляется автомобиль.
Немецкие автоконцерны могут быть довольны, чего не скажешь о фермерах ряда государств ЕС, утверждающих, что мегасделка ущемляет их интересы. Мы помним, что еще до наступления 2026 года на проспектах столицы Бельгии пылали костры, а из тракторных прицепов, перекрывших движение, десятками тонн вываливался картофель и выливалось молоко в знак протеста против «спасения промышленности за счет фермеров».

Введение защитных мер в виде ограничения импорта мяса из Латинской Америки не помогло. Против соглашения с Меркосур выступили Франция, Ирландия, Польша, Венгрия и Австрия, но они оказались в меньшинстве при голосовании 9 января, ибо торговая политика ЕС требует поддержки квалифицированного большинства, а не единогласного утверждения.
На что надеется ЕС?
Подписание торгового соглашения с государствами Латинской Америки, по мнению руководства Евросоюза, призвано стать настоящим поворотным пунктом для европейской торговли. В ближайшей перспективе в планах экономических властей ЕС подписание торгового соглашения с Индией. Это похоже на прорыв в подписании торговых пактов, тем более, что в прошлом году Брюссель заключил подобное соглашение с Индонезией, переговоры по которому длились на протяжении десяти лет.
Так Евросоюз стремится к диверсификации своих торговых связей на фоне тарифов Трампа, который пока еще не осознал последствий для США фрагментации мировой экономики в результате своих действий, а имеющая место сейчас жесткая глобальная конкуренция за рынки сбыта и источники сырья смещает баланс сил в сторону партнеров ЕС, находящихся в Азии и Латинской Америке.

Только в настоящее время навязать свои правила игры своим торговым партнерам в Азии и Латинской Америке, как планировалось изначально, Евросоюзу не удастся хотя бы потому, что Китай предлагает им более выгодные условия.
Поэтому условия торговых соглашений европейцы вынуждены смягчить в плане снижения торговых пошлин, надеясь на доступ к критически важным для себя природным ресурсам, чего требуют «зеленые» технологии и производство вооружений. Такие действия со стороны ЕС могут подвигнуть бразильских экспортеров алюминия, графита, тантала и ниобия к наращиванию поставок в Европу.
Сам факт подписания торгового соглашения говорит мало о чем, намного важнее, как оно будет реализовано. Только даже максимальная реализация принесет реальную пользу не всем государствам Евросоюза, а только тем, кто десятилетия назад лоббировал «мегасделку», т.е. «старым» членам ЕС, а бывшие страны социалистического лагеря будут вынуждены остаться созерцателями возможных экономических успехов своих партнеров по Евросоюзу.
Рекомендуем