Подвиг санинструктора Марийки, которая вынесла с поля боя 112 раненых
В начале 1942 года комсомолка Мария Щербаченко и ее сверстники участвовали в рытье окопов вдоль линии фронта, проходившей тогда по Северскому Донцу. А в марте 1943 года, пережившая фашистскую оккупацию, Мария Щербаченко добровольцем ушла в ряды Красной армии, стремясь попасть на фронт Великой Отечественной войны.
Впоследствии она так говорила о своем решении:
«Вот уж поработали лопатами! Руки – в сплошных волдырях. Спины не разгибались. А мы-то, девчушки, от ветра качались. Когда немец бомбил, земля на дыбы вставала! Хорошо, что рядом окопы были: залезешь туда, в кулачок сожмешься – небо с овчинку кажется. И все-таки наши не удержали оборону, отошли… Насмотрелась я всякого лиха и твердо решила – пойду на фронт. Кем угодно. Подалась в военкомат, и – повезло! Попала служить в стрелковый полк, короче говоря, в пехоту».
И после окончания курсов санитарок при Самаркандском медучилище в июне 1943 года Мария Щербаченко была направлена на фронт.

Это таким, как она, девушкам — санитарным инструкторам, оказывавших первичную медпомощь нашим воинам в годы Великой Отечественной войны непосредственно на линии огня, посвятил строки стихотворения «Сестра» поэт-фронтовик Виктор Гусев:
…Взглянули б на нее, сказали бы: девчонка!
Такой на фронт? Да что вы! Убежит.
И вот она в бою, и мчатся пули звонко,
И от разрывов воздух дребезжит.
Усталая, в крови, в разорванной шинели,
Она ползет сквозь бой,
сквозь черный вой свинца.
Огонь и смерть проносятся над нею,
Страх за нее врывается в сердца…
В сердца бойцов, привыкших храбро биться.
Великая Отечественная война в судьбе Марии Щербаченко
О начале фронтовой биографии сама Мария Щербаченко поведала так:
«…О медицине я никогда не думала. Больше того, очень боялась крови: если видела, как режут курицу или колют кабана, бежала за версту. Но война оказалась куда страшнее… Первый бой под Сумами помню смутно, а вот первый раненый запомнился на всю жизнь. Казалось, сама земля стонет от разрывов снарядов и мин. А сколько человеку надо в такой железной метели? Всего несколько граммов свинца… Укрылась в неглубоком окопчике. Смотрю, в метрах трехстах упал боец. Подползаю: сквозная рана выше колена. Дрожащими руками еле вскрыла индивидуальный пакет и давай бинтовать. Бинт перекручивается, сама чуть не плачу. Кое-как сделав перевязку, перетащила «пациента» в безопасное место. «Вы уж извините меня, если что не так, – говорю бойцу, – но я первый день на фронте». «Ничего, сестричка, не смущайся… Перевязала меня отлично. А на передовой я тоже впервые…» – простонал он. После десяти дней пребывания на переднем крае меня представили к медали «За отвагу». Потом и другие награды были. Однако эта – самая дорогая. Как первенец у молодой мамы…»
Чтобы преодолеть страх перед разрывами бомб и мин, часами не прекращающимися пулеметно-автоматными перестрелками, перед кровью и смертью боевых друзей, Мария мысленно внушала себе: «Я всё смогу, я не боюсь… Если мои товарищи, с которыми служу, переносят эти трудности, то и я смогу эти трудности преодолеть». И ей вскоре удалось перешагнуть через страх и идти наравне с мужчинами-бойцами на передовую линию с санитарной сумкой наперевес, оказывая помощь раненым.

А потом, потом смелость Марии Щербаченко поражала и восхищала даже самых опытных бойцов. «И я с вами!» — такие слова от девушки, которую однополчане называли Марийкой, слышали постоянно. Отговаривали, пытались оставить в тылу, но в ответ всё то же, неизменное: «И я с вами!» И она действительно была с ними, на передовой. Под вой разрывающихся снарядов и свист пуль отважная санинструктор Мария Щербаченко, рискуя жизнью, вытаскивала с поля боя раненых.
И уже в первую свою фронтовую неделю она оказала медпомощь и вынесла на себе с поля боя несколько десятков раненых, за что и была Мария Щербаченко награждена медалью «За отвагу».
Напомним читателям, что в августе 1941 года был введен в действие Приказ Наркома обороны СССР, согласно которому за вынос с поля боя 15 раненых с оружием полагались медали «За боевые заслуги» или «За отвагу», за вынос 25 раненых с оружием — орден Красной Звезды, за 40 — орден Красного Знамени, а за 80 — орден Ленина.

А во время боев за Днепр Мария Щербаченко совершила подвиг. Вот как описываются ее действия в тех тяжелейших боях:
«С небольшой группой храбрецов-автоматчиков Мария участвовала в десанте по захвату плацдарма на правом берегу Днепра. Над Днепром нависла дождливая ночь. Редко раздавались выстрелы. Слышался плеск волны, бьющейся о берег. Холодный ветер пронизывал тонкую шинель девушки насквозь. Она немного дрожала, не то от холода, не то от страха, хотя страх она уже научилась преодолевать. Пятнадцать человек разделились в две лодки и поплыли. В первой лодке плыла и Мария. Доплыли до середины Днепра, засветились вражеские фонари, прожектора пронизывали всю гладь реки. И тут началась стрельба, стали взрываться мины, в начале, где-то далеко, а потом совсем рядом. Но лодки продолжали продвигаться вперёд. Неожиданно для всех, лодка, что шла впереди, села на мель. Из неё быстро выскочили бойцы, прямо в ледяную воду и по пояс в воде бежали к берегу. Мария кинулась бежать за ними. Снова, словно по чьей-то команде, вновь засверкали прожектора и ударили пушки, застрекотали пулемёты. Но вот уже и вторая лодка врезалась в берег, бойцы выскочили пулей из неё и помчались догонять впереди бежавших бойцов. Достигнув склона, взобравшись на него вверх, бойцы заняли оборону. К утру таким же образом прибыло ещё 17 бойцов из этой же роты. На плацдарме оказалось более тридцати бойцов, столько же автоматов, пять пулемётов, несколько бронебойных ружей. Эта горста людей отбила восемь яростных атак врага. Над Днепром кружили самолёты противника, они без перерыва сбрасывали бомбы и обстреливали из пулемётов. Подкрепления не было. На исходе уже были боеприпасы, много было раненых. Мария старалась, как только могла. Она металась от одного раненого к другому. На небольшом участке земли, небольшая горстка бойцов дралась до последнего патрона».
И официально: «Мария Щербаченко, в числе первых переправившись через реку Днепр в районе села Гребени, расположенного в Кагарлыкском районе Киевской области, с 24 сентября по 4 октября 1943 года вынесла с поля боя и оказала первую медпомощь 112-ти раненным бойцам. Тяжелораненых она лично переправляла через реку Днепр до первого медпункта. В дни тяжелейших боёв она сражалась наравне с бойцами, с автоматом в руках».

За проявленные мужество и самоотверженность Мария Щербаченко была удостоена высокого звания Героя Советского Союза 23 октября 1943 года.
Рядом со Звездой Героя и высшая награда медсестры
9 мая мы отмечаем День Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а 12 — Международный день медицинской сестры, профессиональный праздник в честь Флоренс Найтингейл — основательницы сестринского дела, а медаль ее имени является высшим знаком отличия Международного Комитета Красного Креста.

Эта самая почётная и высокая международная награда Красного Креста присуждается раз в два года только медсёстрам и исключительно за мужество и самоотверженность при оказании помощи раненым и больным в военное и мирное время.
Справочно. Медаль в форме заострённого овала изготовлена из позолоченного серебра. На лицевой стороне ее на ободке — надпись на латинском языке: «Ad memoriam Florence Nightingale 1820-1910» («В память Флоренс Найтингейл 1820-1910»); в центре — изображение женщины со светильником как символ добра, света, милосердия и надежды. На оборотной стороне медали на ободке — надпись на латинском языке: «Pro vera misericordia et cara humanitate perennis decor universalis» («За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества»); в центре — гравированное имя награждённой и дата награждения.
И на одной из медалей имени Флоренс Найтингейл по-французски выгравировано: «Мадам Марии Захаровне Щербаченко. 12 мая 1971 года». А эта мадам: простая советская женщина, санинструктор стрелковой роты в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Справедливо писала фронтовая поэтесса Юлия Друнина:
Четверть роты уже скосило…
Распростертая на снегу,
Плачет девочка от бессилья,
Задыхается: «Не могу!»
Тяжеленный попался малый,
Сил тащить его больше нет…
Санитарочке той усталой
Восемнадцать сравнялось лет.
Отлежишься, обдует ветром.
Станет легче дышать чуть-чуть.
Сантиметр за сантиметром
Ты продолжишь свой крестный путь.
Между жизнью и смертью грани –
До чего же хрупки они…
Так приди же, солдат, в сознанье,
На сестренку хоть раз взгляни!
Если вас не найдут снаряды,
Не добьет диверсанта нож,
Ты получишь, сестра, награду –
Человека опять спасешь.
Он вернется из лазарета,
Снова ты обманула смерть.
И одно лишь сознанье это
Всю-то жизнь тебя будет греть.
Интересные факты о награждении медалью имени Флоренс Найтингейл
За всю историю Советского Союза такой медалью были награждены 46 женщин, в том числе 15 медсестёр из Беларуси. Первые же шесть медалей наши соотечественницы получили за подвиги во время Великой Отечественной войны. Это Герой Советского Союза Зинаида Туснолобова-Марченко, а также Евгения Шевченко, Екатерина Сиренко, Софья Кунцевич, Софья Голухова и Мария Гарачук.
Из воспоминаний Марии Щербаченко о Дне Победы
«Какая радость-то была! Радовалась, что возвратился с фронта старший брат Андрей (в начале войны его жена получила извещение, что пропал без вести. — Прим.). А плакала по своему младшему братику Иванку: погиб девятнадцатилетним в Беларуси».
Рекомендуем