Меню
Голас Любаншчыны

Белорус спас товарищей-подводников. Геройский поступок Александра Лисковича

Фото: из личного архива семьи, предоставлено Хидринской школой, также из открытых источников

21 октября 1981 года в заливе дальневосточного порта Владивосток, судно «Рефрижиратор-13», идя без навигационных огней, протаранило подводную лодку С-178.  Тогда геройский подвиг совершил 20-летний белорус, курсант Школы техников Военно-Морского Флота Советского Союза, Александр Лискович, который ценой своей жизни спас многих своих товарищей-подводников. 

Имя его увековечено на малой родине, где на здании школы в деревне Хидры Кобринского района Брестской области, в которой учился Александр Лискович, установлена мемориальная доска в его честь, а в далеком Владивостоке его имя начертано на памятнике погибшим подводникам С-178.

Путь на флот Саши Лисковича                

               

В советское время многие мужчины-белорусы достойно несли службу на кораблях и подводных лодках Военно-Морского Флота нашей общей великой страны — Советского Союза. Достаточно напомнить читателям, что только за период после Великой Отечественной войны морскую службу и жизненную закалку, формирование характера на Военно-Морском Флоте СССР прошло более миллиона белорусов!

Одни, мечтая о морской службе, готовили себя со школьной скамьи,  поступали в военно-морские училища страны, достигая затем значимых высот.

Другие, будучи призванными на срочную службу и направленные на Флот, также добросовестно исполняли воинский долг, овладевая морскими военными специальностями, немало из них оставались и продолжали служить на Флоте уже мичманами.

Вот и призывник из деревни Каташи Кобринского района Брестской области Александр Лискович изъявил желание стать курсантом Школы техников Военно-Морского Флота, после 2-х годичной учебы в которой выпускникам присваивалось звание мичманов и они становились кадровыми моряками. Учился Александр прилежно, настойчиво и успешно осваивал будущую военно-морскую специальность.  Флот уже «заворожил» белорусского парня, и будучи на 2-м курсе обучения, в сентябре 1981-го года, он был направлен для прохождения практики на дизельную подводную лодку С-178 Тихоокеанского флота.  В команде лодки курсант Лискович был в качестве стажера старшины команды мотористов, в его обязанности входил контроль за силовыми установками и оборудованием на подлодке. После стажировки он должен был получить звание мичмана, планировал вернуться на лодку старшиной команды мотористов. Об этом рассказал собравшимся в памятный день открытия мемориальной доски на белорусской земле капитан 1-го ранга в отставке Сергей Кубынин, который был тогда на подводной лодке С-178 старшим помощником командира.

Секунды, отделившие мечты Лисковича от шага к подвигу       

        

Столкновения в тот роковой день избежать было физически невозможно. На подлодке судно, идущее без навигационных огней, заметили за считанные мгновенья до удара. Командир подлодки капитан 3-го ранга Валерий Маренго успел отдать команду: «Право на борт»! Сигнальщику осветить встречное судно «Но было слишком поздно… «Рефрижератор-13» ударил С-178 в левый борт в районе 6-го отсека. Через образовавшуюся пробоину отсек был затоплен в течение 15-20 секунд. Лодка получила сильный крен. Меньше чем за минуту после столкновения С-178, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине более 30 метров. Необходимо подчеркнуть, что подводники в той ситуации сумели развернуть лодку так, чтобы корабль не протаранил первый отсек с боевыми торпедами, а их на С-178 было 8.  Что было бы, если бы от тарана сдетонировали боевые заряды, трудно представить…

Курсант Лискович в это время находился в 4-м отсеке.  В темноте, под сумасшедшим напором воды, он с товарищами смогли перекрыть магистраль вентиляции и загерметизировать переборку с главным — третьим отсеком, где находилось семеро подводников, в том числе и старпом капитан-лейтенант Сергей Кубынин. На решение у парней были считанные секунды, ведь перекрыть путь воде в другие отсеки означало перекрыть себе возможность выхода и спасения. Александр Лискович, безусловно понимал, что обрекает себя на смерть, но делал это ради спасения других.

Капитан-лейтенант Сергей Кубынин, а именно он, в силу сложившихся тогда трагических обстоятельств, принимал все возможные меры по спасению экипажа лодки, и покинул лодку последним, так оценил поступок моряков 4-го отсека: «Шестой отсек сразу заполнился водой. Там электрики, погибли мгновенно. Пятый отсек тоже — там, где мотористы. И в четвертом — слышу, они вращают, герметизируют переборку — и затихли, через минуту погибли все. Этим они спасли остальных».

О геройском поступке нашего земляка, курсанта Александра Лисковича  высоко отозвался и известный писатель-маринист, в прошлом советский офицер-подводник, капитан 2-го ранга  в отставке Николай Черкашин:

«Всего лишь 20 лет отпустила судьба курсанту Лисковичу на жизнь, и секунды на подвиг.  Море ворвалось в пробоину протараненной подлодки С-178, оно заполнило четвертый отсек доверху, но за эти считанные секунды Александр Лискович перекрыл магистраль вентиляции и загерметизировал переборку, тем самым спас от затопления центральный пост, спас находившихся там офицеров — старпома, механика… А сам погиб у прочной переборки. Подвиг Лисковича равноценен подвигу Александра Матросова, закрывшего грудью пулеметную амбразуру. Оба ценой жизни спасли боевых товарищей.»

Кстати, Николай Андреевич вместе  с председателем Белорусского Союза военных моряков капитаном 2-го ранга в отставке Валерием  Холодилиным также участвовал в открытии мемориальной доски Александру Лисковичу.

А тогда, осенью 1981 года, после завершения операции по спасению оставшихся в живых подводников лодки С-178, погибших моряков, в том числе и Александра Васильевича Лисковича, похоронили 5 ноября 1981-го года в братской могиле во Владивостоке. 

О памяти

На открытие мемориальной доски в деревне Хидры, осенью 2020 года, собралось много гостей: приехали представители Российского союза военных моряков, в том числе и бывший старпом  подлодки С-178, ныне капитан 1-го ранга в отставке Сергей  Кубынин, многие ветераны Белорусского союза военных моряков, представители российской дипломатической миссии в Бресте.

В своем выступлении Сергей Кубынин, главный инициатор увековечения памяти  всех погибших подводников С-178, отметил:

«В то время мы жили в одном государстве СССР, Саша — единственный в экипаже подлодки — белорус, теперь у него свое государство. Но у подвига нет срока давности, не должно быть и границ, особенно для подвига совершенного для спасения жизни других людей».

Поделилась своими размышлениями об истоках героического поступка земляка Александра Лисковича учительница истории Хидринской школы Ирина Назарук: «Все вспоминали его как человека очень скромного, парня, который ничем не выделялся. Скромный, добрый, не выскочка, не задира, не значился в лидерах, трудолюбивый. Такие, как видим, способны в критической ситуации проявить себя как герои. Так и случилось с Сашей.»

Памятник экипажу подводной лодки «С-178» во Владивостоке создан по инициативе подводников и установлен на Морском кладбище города у места захоронения погибших подводников. Он открыт в 1982 году, в первую годовщину со дня гибели подводной лодки. Монумент представляет собой металлическое ограждение боевой рубки подводной лодки типа «С», водруженной на гранитный постамент.  На лицевой стороне памятника, на гранитной табличке выгравированы слова: «Морякам-тихоокеанцам ПЛ «С-178», погибшим 21 октября 1981 года в Японском море». На правой стороне ограждения рубки находится табличка с надписью: «Вечная память морякам-подводникам, погибшим при исполнении воинского долга» и списком погибших подводников.  А на гранитных табличках, которые расположены на трех общих захоронениях, выгравированы фамилии 32 погибших подводников. В братской могиле захоронено 16 моряков-подводников, 10 моряков похоронено по месту жительства, тела еще шестерых — не найдены.

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59