Услуги такси могут стать для россиян недоступной роскошью

В то время как в Беларуси рынок такси активно развивается и насыщается различными автомобилями и профессиональными водителями (по данным Министерства транспорта и коммуникаций на 30 апреля 2025 года в стране зарегистрированы 24 000 машин и 33 120 водителей), в России эту сферу, похоже, ждет рецессия.
На днях Госдума РФ приняла закон, согласно которому с 1 марта 2026 года регистрации в реестре такси будут подлежать лишь авто, выпущенные на территории страны или сборка которых максимально локализована. Исключения сделано лишь для Калининградской области и Сибирского федерального округа (здесь требование вступит в силу с 1 марта 2028 года), а также Дальневосточного федерального округа (с 1 марта 2030 года).
Любые машины (иномарки и российские), внесенные в реестр до обозначенных дат, смогут продолжить свою работу.

На данный момент требованиям нового закона соответствуют лишь несколько моделей автомобилей, которые производятся в России брендами LADA, «Москвич», XCITE и Evolute, а также техника, выпускаемая в рамках специальных инвестиционных контрактов марок BAIC, Haval, Dongfeng, Foton, SWM и Jetour.
И что дальше?
В теории, лоббирование интересов производителей отечественной техники — благо, способное плотнее загрузить автозаводы и увеличить отчисления налогов в бюджет государства, но на практике закон очень сильно ударит и по таксопаркам, и по водителям, и по пассажирам.

— После 1 марта будущего года отрасль пассажирских перевозок может лишиться до полумиллиона водителей, которые привыкли таксовать на надежных и комфортабельных машинах импортного производства (китайских, корейских, японских и немецких). Это приведет к дефициту авто на линиях и как минимум 2-кратному росту цен на услуги.
— Пертурбации в сфере перевозок заставят многих таксистов просто уйти в «тень» и искать «левые» схемы работы.
— Мелкие таксопарки могут просто закрыться, так как постоянно вкладываться в ремонт «Лад» (а они ломаются чаще иномарок) им будет невыгодно.
— Пассажиры, помимо того, что будут вынуждены платить за поездки значительно больше, станут чаще вообще отказываться от поездок на простых и дешевых авто — «Ладах» и «Москвичах».
— Конкуренция на рынке таски ослабнет, на плаву останутся лишь крупные парки/агрегаторы, которые будут диктовать всем свои условия и постоянно поднимать цены (для водителей и пассажиров альтернатив ведь не будет).

Как считают эксперты, для того, чтобы такси ни для кого не стало роскошью, законотворцам нужно срочно действовать:
- Пересматривать новый закон и «подгонять» его под текущие реалии, а не под абстрактное будущее.
- Заставлять российские автозаводы создавать специализированные автомобили для таксопарков.
- Срочно заключать соглашения с многочисленными китайскими вендорами для того, чтобы они выпускали широкие линейки техники на территории РФ.
- Требовать от таксопарков устанавливать справедливые цены на перевозки. И контролировать их.
- Делать исключения для водителей-частников, сотрудничающих с агрегаторами и владеющих импортными машинами.

Так что же — неужели через год россияне будут вынуждены ездить на морально устаревших «Грантах» и некоторых других более-менее современных авто по баснословным ценам, а не на привычных удобных и комфортабельных иномарках? Очень хочется надеяться, что нет.
Рекомендуем


