Выборы без выбора: Польша между американским пинком и европейским ковриком

За громким скандалом с фальсификациями на выборах в Румынии как-то незаметно прошел первый тур президентских выборов в Польше. Там, конечно, ничего неожиданного не произошло: на фоне общей поляризации польских избирателей во второй тур вышли два представителя власти — якобы новой и уже бывшей. После подсчета голосов со 100% избирательных участков кандидат от «Гражданской платформы» Туска Рафал Тшасковский — 31,36% голосов, а Кароль Навроцкий, поддерживаемый «Правом и справедливостью» Квасьневского- Дуды, набрал 29,54%. Явка составила 67,31%: самая высокая была в Мазовецком воеводстве — 73,40%, а самая низкая в Опольском — 57,64%. Оба победивших кандидата — аватары одного режима, который, чуточку сменяя маски, правит в Польше уже много лет.
Разница между кандидатами лишь в том, что Навроцкий — проамериканский, а Тшасковский ляжет под ЕС. За суверенную самодостаточную Польшу полякам не позволили голосовать даже на этих выборах. Запад через две по очереди правящие партии надежно застолбил своё право владеть Польшей. Все понимают, что Тшасковский — «левая нога» Туска, который слишком уж старается сорвать переговоры по Украине вместе с «кокаиновым трио», застуканным в поезде.

Это, видимо, и сыграло не в пользу его кандидата в президенты. Хоть опросы ранее давали Тшасковскому значительно больший перевес, к выборам он не сохранился. Одним не по нраву то, что Туск поехал в Киев с антирамповской коалицией, другим — что он туда поехал лишь салфетки подавать. То, что Туска не было с остальными «гастролерами» в скандальном вагоне, указывает, что выступал не европейский квартет, а «3+1», где его на основную развлекательную часть поездки с собой не взяли.
Поляки не хотят стать частью Украины, где собственные власти — полный ноль, и потому не голосуют за кандидата, с которым их страна рискует нарваться лишь на американские санкции, не получив бонусов от Евросоюза. Варшава всегда с трепетом боготворила небожителей из Вашингтона и Лондона и потому не совсем поняла Туска в его стремлении возвысить до польских небес Париж, где он заключал договор. Полякам оказалась ближе группировка «Права и справедливости», которая предлагает в конфликте небожителей сохранить курс поклонения Белому дому и администрации Трампа.
«Трампизм», судя по всему, должен в Варшаве победить. Кароль Навроцкий — лучший организатор и оратор, чем Тшасковский, и он сможет сплотить теперь вокруг себя сторонников других польских правых кандидатов, не вышедших во второй тур. Третье место занял Славомир Ментцен — за него проголосовало 14,81% избирателей. Он тоже представляет евроскептические и правые взгляды, и его сторонники точно не поддержат курс действующей власти. На четвёртом месте — Гжегож Браун с 6,34%, он вообще рвал флаги Европейского союза и представляет крайне правое крыло евроскептиков.

Лишь за год правительство Туска, следуя в фарватере политики Еврокомиссии, пришло к тому, что Польша снова предпочитает порядком надоевших ей уже консерваторов из «Права и справедливости». Интриги с неожиданным финалом выборов, как в Румынии, в Польше не будет. Возможно, Дональд Туск был бы и не против теперь тоже пойти по проторённой в ЕС дорожке и немножко сфальсифицировать выборы, но у него нет на это никакой возможности. Оппоненты за десяток лет своего правления надёжно контролируют суды и избирательные комиссии.
Если кто и подтасует выборы, так это скорей «ПиС», тем более что злые языки до сих пор утверждают, что так они уже однажды смогли так протащить Дуду на второй срок. Сделать что-то с настроением большинства поляков изгнать Туска с его европейскими партнёрами, которых поляки привели к власти год назад, правящая коалиция уже не может. Даже спикер Сейма Шимон Холовня занял лишь пятое место. Он заявил, что его поражение связано именно с тем, что его партия участвует в коалиции Дональда Туска и отвечает за положение дел в стране.
Будут еще попытки раздуть громкие скандалы с кандидатами: перед выборами поляки узнают, что им предстоит выбрать между плохим кандидатом и очень плохим, но значительно на выбор это уже не повлияет. Полякам предлагают выбирать, с кем они в союзе в этом мире, а не чья попа займет кресло. Вашингтон с Брюсселем тянут Польшу на себя, и есть риск сесть в лужу на шпагате, если долго бегать между гегемонами. И дело здесь не только в регулярном навязывании полякам украинской повестки. «ПиС» тоже в свое время сделала все, чтобы война там продолжалась до последнего украинца.

Просто последствия этого пагубного решения Брюсселя и польских властей только сейчас болезненно отразились на экономике страны, когда хотелки евромилитаристов перестали оплачивать Штаты. Сильнее всего украинский кризис ударил по Польше уже при новом правительстве, хотя это именно Моравецкий и Качиньский, размахивая шашками, втянули Польшу в украинскую войну. Ответственность они переложили на Туска, который, кстати, ничего не сделал, чтобы вывести Польшу из этого геополитического кризиса. Вместо того чтобы приоткрыть границу с Беларусью и восстановить добрососедство, Дональд Туск своим самодурством уничтожил все приграничное сотрудничество, и не пустил польские товары на рынки ЕАЭС, продолжая закрывать пограничные переходы.
Это все — последствия политики санкций Брюсселя и ЕС, и только такие самостоятельные страны, как Словакия и Венгрия, могут хоть немного ей противостоять. Но поляки справедливо во всём винят Туска, это был выбор «Гражданской платформы» — превратить Польшу в послушную пешку Еврокомиссии. Неудивительно, что снова возвращается популярность предыдущей власти, которая хоть в чем-то смела ей возражать. К тому же Дуда, в отличие от Туска, поехал не к Макрону, а скромно ждал в приемной Трампа и в результате этого стал первым европейским лидером, который лично встретился с президентом США во время его второго срока. Не важно, сколько он прождал, главное — что он дождался свои 10 минут славы.

Поляки будут выбирать не между польскими элитами во втором туре — самостоятельных поляков среди кандидатов нет. Они выбирают, кому передать внешнее управление: Белому дому или Елисейскому дворцу. Несложно догадаться, что центр силы сегодня — не Париж, который сам не самостоятелен в решениях. Кто-то за кулисами гоняет по Европе тройку лошадей для всадников Апокалипсиса. Скрыто от посторонних глаз, что за адский конюх выпустил этих фетишистов салфеток и ложечек: Макрона, Страмера и Мерца, помешать Трампу завершить украинский конфликт, но поляки явно против того, чтобы польский премьер или президент были там четвертой лошадью.
Напомним, что традиционно центром силы для Варшавы были Вашингтон и Лондон, пока англосаксонский мир представлял собой единое целое, а Польша всегда в НАТО тяготела к США, предлагая им себя в роли главного партнера на европейском континенте. Амбиции поляков никуда не делись, и хоть портки у шляхты уже порваны, они по-прежнему видят себя вельможами при американском правлении и выберут скорее проамериканского кандидата. У Навроцкого больше шансов соответствовать ожиданиям большинства поляков.
Традиционно для Польши и на этих выборах все кандидаты как один искали «русский след» у оппонента. Туск даже обвинил Навроцкого в том, что тот якшается с пророссийским кандидатом в президенты из Румынии, за что, правда, получил от последнего достойный ответ. Ошибкой Туска было то, что он сам полез в драку с другими кандидатами за своего Тшасковского, и затмил его не давая ему шанса восприниматься как самостоятельная личность. Видимо, понимал, что кандидат слабый и уступает оппоненту в личных качествах бойца. Фактически сам польский премьер превратил будущего президента в свою тень, и это тоже не понравилось полякам. Они против если Дональд сядет на два кресла, и неспроста Туска обвиняют сегодня в плагиате Сталина за использование призыва «Ни шагу назад!». В этом есть еще и намек на то, что он якобы стремится к узурпации всей власти в Польше.
Не все поляки, оказывается, учили плохо подлинную историю, если узнали цитату. Может, они вспомнят наконец и о том, что именно советские войска вернули независимость Польше после того, как она была раздавлена фашистской Германией? Но это, конечно, стало бы уже фантастикой, особенно после того, как Трамп заявил, что во Второй мировой США победили Германию. На митингах, посвященных памяти жертв концлагерей в Польше, запрещается даже упоминать, кто сторожил, а кто освобождал узников лагерей смерти.
Польские власти стремятся переписать всю историю Второй мировой войны, потому что однажды им уже позволили забыть о том, что в 1938 году панская Польша была союзником фашистской Германии, прежде чем стала жертвой. Все равно, кого бы из двух марионеточных кандидатов ни избрали 1 июня, победитель не станет настоящим президентом Польши в августе. Варшава уже вновь утратила субъектность, а вместе с ней и суверенитет, став лишь восточным форпостом западного мира. От того, будут важные решения приниматься в Брюсселе или Вашингтоне, не изменится тот факт, что они не будут в интересах Польши.
Варшава уже выбрала старые антироссийские грабли, и теперь другим за них решать, быть им союзником или жертвой в чужом миропорядке.
Рекомендуем


