Французы надеются на реванш в Африке
В 2022 году Париж начал сокращать свои воинские контингенты, находящиеся в так называемой Французской Африке, что могло символизировать уход с Черного континента. Причем, в ряде стран вывод контингентов сопровождали международные договоры о денонсации соглашений о военной помощи Франции. Примером может служить денонсация подобного договора с Буркина-Фасо весной 2023 года. Но стоит также обратить внимание на то, что из ряда стран французы вывели свои войска без всяких договоров, в одностороннем порядке, даже может показаться, что добровольно, если не забывать о государственных переворотах, произошедших в странах Африки.
Переворот в Габоне привел к тому, что страну покинул не только французский воинский контингент, но и французские нефтедобывающие компании, место которых практически сразу заняли американские. В Сенегале военного переворота не произошло, но во время выборов там очень часто звучала антифранцузская риторика, под воздействием которой бывшая метрополия не нашла другого выхода, как сократить свой воинский контингент. В Кот-д’Ивуаре, который являлся опорой французского влияния в Западной Африке, ни переворота и выборов не произошло, но и без того крохотный воинский контингент сократили на треть, пообещав, что в скором времени он станет чисто символическим.
Подобные действия можно расценить не иначе как бегство бывшей метрополии из бывших колоний и конец французского неоколониализма. Но это, скорее всего, далеко не так. Подобное поведение Парижа никак не связано с окончательным уходом из Африки. Просто французские власти вместо старого доброго способа обозначать свое присутствие с помощью войск пытаются найти новые методы сохранения своего влияния в этом регионе.
О том, что Франция вовсе не собирается покидать Черный континент, говорит тот факт, что в скором времени во французском генеральном штабе впервые за всю историю вооруженных сил появится специализированное африканское командование. Это связано, надо полагать, именно с тем, что Франция аннулировала двухсторонние постколониальные договоры о военной помощи, а вместо них создает единый центр управления французскими контингентами в генштабе. Но это еще не все. Оказывается, что на фоне сокращения воинских контингентов в Центральной и Западной Африке французы расширяют свою военную базу в Джибути, которая является важнейшей логистической базой в Восточной Африке с учетом географической близости Баб-эль-Мандебского пролива. Не ровен час, подобные базы с достаточно внушительными воинскими контингентами могут появиться в Западной и Центральной Африке, поскольку французское правительство начало вести переговоры с Бенином и Того о строительстве достаточно крупных логистических и военных объектов на их территории, по всей видимости, в качестве компенсации утраченных военных баз в Мали, Буркина-Фасо и Нигере.
Все это означает, что Франция пытается выстроить принципиально новую конфигурацию своего присутствия в Африке, которая будет включать не только военную составляющую, свидетельствующую о наличии присутствия, но и финансовое влияние, основу основ неоколониализма.
Именно через опорные логистические пункты на окраинах Африки Франция планирует в дальнейшем возвращать утраченные здесь позиции.