Мало просто вкусно накормить. Как удивить посетителей гастрофестивалей
Беларусь активно развивает свою туристическую индустрию, и одним из ключевых направлений становится гастрономический туризм
Только задумайтесь: путешественники тратят 30% своих средств на еду. И это не просто так, потому что гастрономия — уникальный элемент путешествий, влияющий на все пять чувств человека и формирующий его восприятие посещаемого места. Сегодня еда — это не просто удовольствие. Она позволяет лучше познакомиться с историей и культурой страны.
На любой вкус и интерес
Цена и качество — главные критерии, которыми руководствуются туристы. Сегодня гастрономический туризм не ограничивается посещением высококлассных заведений, фермерских хозяйств, колбасных цехов, виноделен, пивоварен и других мест. Один из его подвидов — гастрономические фестивали, особенность которых в том, что они не только подчеркивают кулинарные традиции региона, предлагая блюда, которые являются его визитной карточкой, но и помогают объединиться людям со схожими интересами.
Один из организаторов белорусских гастрофестивалей Евгения Красовская рассказывает:
— Ежегодно проводятся республиканский, кофейный, крафтовый фестивали. Составляя календарь, мы формируем пул мероприятий на год. Иногда среди них проходят тематические. Например, во время них просим заведения приготовить сет по мотивам книги или произведения. Тут мы не ограничиваем фантазию заведений: сет может содержать блюда, которые готовили или пробовали герои произведений либо визуально отсылать к ситуациям. В фестивале «Страны мира» мы просим заведения выбрать страну или регион и приготовить сет, соответствующий выбранной местности.
По работе и плата
Проведение гастрономических фестивалей имеет несколько преимуществ. Это снижение издержек на продукцию, возможности для внутреннего и внешнего маркетинга, установление долгосрочных отношений с клиентами на основе их преданности продукции (часто с помощью прямого маркетинга), получение добавочного дохода от продажи дополнительных товаров и услуг.
По словам организатора, средние продажи сетов за один фестиваль зависят от формата, его стоимости, количества посадочных мест в заведении и продолжительности фестиваля и варьируются от 1000 до 2500 сетов. В некоторых случаях продажи достигают 4000 сетов за фестиваль.
С момента запуска первого гастрофестиваля прошло восемь лет, проведено более ста фестивалей. Ежегодно мероприятие посещают десятки тысяч гостей по всей республике, а также тысячи зарубежных гостей. Подводя итоги каждого из них, становится очевидным: сегодня мало просто вкусно накормить посетителей, важна также атмосфера.
Люди обращают внимание на необычные локации, нетрадиционный дизайн, интерактивную подачу блюда. Задача минимум — добавить последний штрих к блюду прямо на глазах посетителей, задача максимум — увлечь их.
Любовь с первого укуса
Мы нашли семью путешественников из Тюмени, одного из северных городов России, которая поделилась своими впечатлениями от гастротура в Беларусь. Глава семейства Сергей Ерш признается:
— Мы часто путешествуем по миру и постоянно в поиске новых вкусовых впечатлений. Регулярно приезжаем отдохнуть в Беларусь, стараемся ездить не только по областным центрам, но и отдаленным городам. Всегда пробуем в заведениях что-то новенькое, а потом готовим это у себя дома. Блюда белорусской кухни просты в приготовлении и очень вкусные. Домашние колбаски, картофельные драники с хрустящей корочкой, ароматные вареники с вишней — это просто гастрономический кайф! Теперь я понимаю, почему она так славится. Готовим некоторые блюда дома после поездки, чтобы продлить это наслаждение. После недавнего путешествия делали дома колдуны и драники по-мински с соусом из белых грибов. В Несвиже вместе с женой пробовали крамбамбулю, в ближайшее время попробуем приготовить этот напиток сами.
Контроль качества — во главе
За качеством пищи во время гастрофестивалей помогает следить аудитория, которая делится отзывами. Поэтому, как только возникают вопросы, менеджер, ответственный за определенное заведение, сразу выходит на связь с ним и обсуждает разные моменты.
Все мы помним случай массового отравления в Бресте во время гастрофестиваля, который произошел в мае текущего года. Тогда специалисты санитарно-эпидемиологической службы установили, что причиной стало несоблюдение правил термической обработки блюд, приготовленных из сырых эпидемиологически значимых продуктов. Второй причиной явилось нарушение правил личной гигиены работниками кафе, среди которых выявлены носители инфекции.
По словам организатора гастрофеста Евгении Красовской, подобные ситуации возникают крайне редко, и это скорее исключение.
Без сучка и задоринки?
Львиную долю усилий в недопущении подобных ситуаций прикладывают санитарные службы. Мы связались с Минским областным центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, чтобы узнать все тонкости работы общепита. Ведь согласитесь, даже плохо помытая чашка для чая может оставить негативное впечатление, особенно если ее подадут туристу.
Заведующий отделением гигиены питания Минского областного центра гигиены и эпидемиологии Юрий Гузик вводит в курс дела:
— При приемке товара в заведение общепита, ответственное лицо должно тщательно изучить товаросопроводительные документы, а также маркировку на упаковке. Важно обратить внимание на условия хранения продукции и ее состояние. К примеру, если замороженный, согласно имеющейся на маркировке информации, полуфабрикат прибыл в размороженном виде, его нельзя принимать и использовать. Также нужно проверять срок годности: из просроченных продуктов ни в коем случае нельзя готовить блюда и подавать их клиентам. В кулинарии необходимо использовать только качественные продукты, прошедшие строгий контроль.
За безопасностью питания в кафе и ресторанах обязаны следить в первую очередь сами заведения. У них должна быть программа производственного контроля, в соответствии с которой владельцы общепита отслеживают соблюдение всех необходимых требований, в том числе осуществляют лабораторный контроль выпускаемой продукции и качества воды, которую они используют.
Если проходят надзорные мероприятия со стороны компетентных органов, проверяется соблюдение заведениями требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Что касается мониторингов и мероприятий технического проверочного характера, они не должны быть чаще, чем раз в месяц у одного субъекта хозяйствования.
Чистота — залог здоровья
Еще один важный момент — мытье посуды. Ее обработка зависит от типа заведения и предлагаемого ассортимента. В заведениях быстрого питания, где меню ограничено, допустимо использование одноразовой посуды, которую достаточно утилизировать после использования. Для многоразовой разработана строгая система обработки, которая должна быть описана в программе производственного контроля заведения. В ней же содержатся инструкции по мойке всего производственного оборудования, инвентаря, а также посуды.
— Современный рынок предлагает широкий выбор средств бытовой химии для мытья посуды, но важно использовать их правильно. Необходимо внимательно изучать инструкцию к каждому препарату, чтобы знать его назначение, концентрацию и способ применения. Важно помнить, что недостаток моющего средства не позволит провести качественную санитарную обработку посуды многоразового использования, а его избыток может привести к его плохому смыванию и попаданию химических веществ моющего средства в пищу. Поэтому следует строго придерживаться инструкций производителя моющего средства, — обратил внимание Юрий Гузик.
Подход к каждому
Случается, посетители считают, что им подали блюдо с дефектом. В этом случае посетитель должен предъявить претензию субъекту, который это блюдо изготовил и подал. Его претензию рассмотрят, и, если доводы будут убедительными, а не субъективными, либо вернут деньги, либо предложат другое блюдо.
— Если посетитель остается все равно неудовлетворенным, он может оставить письменное заявление в книге замечаний и предложений. В его обращении обязательно разберутся и дадут ответ, — подытожил собеседник.