Как Нацбанк регулирует и поддерживает стабильность цен

Деньги, как известно, — нервы экономики. За здоровье кредитно-финансовой системы в экономиках всего мира отвечают национальные банки. Поэтому их часто называют регуляторами, одна из задач которых — контроль за инфляцией или поддержание ценовой стабильности.
Национальные банки на протяжении их функционирования использовали для обеспечения названной выше задачи самые разные инструменты. Например, наш Национальный банк в начале 2000-х годов фиксировал курс национальной валюты, что должно было обеспечивать стабильность цен на товары и услуги. Только подобная монетарная политика не оправдала себя. Это случилось, в первую очередь потому, что изменение цен на внешнем рынке требовало проведения регулярных валютных интервенций на внутреннем валютном рынке, что только приводило к сокращению золотовалютных резервов, слабо влияя на инфляцию.
Позднее руководство нашего Национального банка пришло к тому, что наиболее действенным методом регулирования индекса потребительских цен является инфляционное таргетирование, сочетающее в себе два инструмента: контроль денежной эмиссии и установление ставки рефинансирования, т.е. той процентной ставки, под которую Национальный банк продает деньги коммерческим банкам. Оба инструмента, надо сказать, должны действовать в комплексе, неотъемлемо друг от друга.
26 июня будет два года с того момента, когда ставка рефинансирования Нацбанка была установлена на уровне 9,5% и больше не менялась. Осенью 2023-го инфляция в Беларуси находилась на минимуме, составляя 2%, но затем начала свой рост, подобравшись сейчас к 7%. Обыватель может спросить, почему же Нацбанк никак на это не реагирует, оставляя ставку рефинансирования на прежнем уровне?

Оказывается, ставка рефинансирования — не единственный инструмент, призванный бороться с инфляцией. Деньги поступают коммерческим банкам не только посредством их продажи Национальным банком. Большая часть средств приходит коммерческим банкам через аукционы, а потом они направляются через кредиты предприятиям, после чего часть денег остается у работников в виде заработной платы, а некоторая часть от них возвращается в банки в виде вкладов и депозитов. В тех случаях, если наблюдается избыток денежной массы, т.е. коммерческие банки не могут «пристроить» деньги в виде предоставления кредитов, они возвращают неиспользованные средства в Национальный банк, но не просто так, а в виде своих вкладов, за которые получат проценты (речь идет о тех деньгах, которые банк заработал сам, а взятые взаймы у Нацбанка возвращаются туда, но с наращенными процентами).
Еще одним инструментом, регулирующим стоимость денег в нашей стране, является расчетная величина стандартного риска, которая была впервые введена в 2019 году. Именно она стала еще одним действенным инструментом, с помощью которого Национальный банк регулирует финансовую систему страны, не изменяя ставку рефинансирования. Расчетная величина стандартного риска устанавливает верхнюю границу процентных ставок по кредитам и депозитам, выше которых коммерческим банкам устанавливать их не рекомендует. В настоящий момент расчетная величина стандартного риска для новых кредитов, предоставляемых физическим лицам, установлена на уровне 18,18%, а по безотзывным депозитам физических лиц со сроком обращения более одного года — 15,29%.
К таким инструментам прибегает наш Национальный банк, не изменяя ставки рефинансирования, но одновременно продолжая влиять на состояние кредитно-финансовой системы, поддерживая этим самым ценовую стабильность.
Рекомендуем

