Политолог о награждении выпускников: это наши «светлые лица» — и они будут работать на систему

Не секрет, что система образования — опорная точка для белорусской власти, потому что все ключевые решения в образовании принимались Президентом лично: и как историком, и как отцом, и как заказчиком кадров для экономики. Какие политические задачи выполнила (и продолжает выполнять) белорусская система образования.
За 30 лет развития мы получили модель, которая сильно отличается как от европейской, так и (в меньшей степени) от российской. Например, скрытая цель Болонского процесса, о которой не говорят — чтобы высшее образование вбирало в себя 5-10% страновой молодежной безработицы. Наличие большого количества «вечных студентов» позволяет держать их на минимальном социальном обеспечении до 30-35 лет, вместо того, чтобы дать им рабочие места, чего западная система сделать не может. В итоге вы производите десятки тысяч гуманитарных кадров, которым просто негде работать, кроме как в вузах, а для этого вынуждаете их получать еще 3-4 новых гуманитарных специальности, меняя места учебы и жительства. Ни создать нормальную семью, ни купить квартиру в такой системе нельзя, человек становится перекати-полем.

Чтобы снивелировать этот социальный эффект, создается красивая обертка европейской системы: декларации «свободы» для вечных студентов и поиск новых впечатлений — вместо того, чтобы просто дать человеку работу. В итоге вузы Восточной Европы теряют преподавателей и студентов, которые перебираются в Западную Европу, а их место должны занимать, по задумке, выходцы из стран третьего мира. В этом суть Болонского процесса, по поводу которого Президент сегодня сказал, что «категорически запретил по нему бегать».
Вместе с тем, Беларусь (и это тоже прозвучало на награждении студентов) все-таки оставила для себя внешнюю часть Болонского процесса. Это разделение на бакалавриат и магистратуру при получении диплома. Вопрос также прорабатывался на самом верху, и причина — экспорт образовательных услуг. Поскольку Запад сегодня диктует стандарты для Азии и Африки, иностранным студентам привычнее схема бакалавриат-магистратура-аспирантура, чем некое ноу-хау, за которое они платят менее охотно.
Система и внутренняя политика
Что касается внутреннего рынка, то Беларусь за последние 5-7 лет выполнила сложнейшую, но скрытую от посторонних глаз задачу: цифры набора теперь полностью соотносятся с потребностями госсектора экономики. Поэтому нашему государству выгоднее быстрее выпустить студента и при необходимости доучивать его на производстве, чтобы насытить рынок, чем держать «вечных студентов», как в ЕС. Отсюда постоянное сокращение сроков обучения — требование Президента.
Ранее, к сожалению, вопрос был проблемным: высшее образование с 1990-х стало массовым, но по специальности многие не работали, потому что рынок физически не имел таких рабочих мест. Получалась схема «юрист-экономист — строитель-таксист», потому что люди слабо представляли себе, для чего им высшее, и в итоге уходили в средне-специальные сферы.

Еще одно достижение нашей модели — преодолен перекос последних лет в сторону ИТ-сектора. Сейчас в индустрии глубокий кризис, но еще 5 лет назад нам пытались навязывать странные решения, типа создания ИТ-вуза, который бы находился вне системы и выдавал «корки» под потребности отдельных кампаний. Грубо говоря, мы могли погнаться за конъюнктурой, и в итоге оставить «обычные» вузы без кадров, а затем оказаться у разбитого корыта. Сейчас, на фоне кризиса в ИТ, приоритет отдан, с одной стороны, инженерным специальностям, а с другой — рабочим. И, несмотря на то что айти находится на спаде, — государство этого не ощутило, так как ранее не допустило создания моно-отрасли, моно-образования.
Еще одна важная задача, которую постоянно решает министр образования Андрей Иванец, связана с популяризацией науки на всех уровнях и поиском и продвижением молодых ученых буквально со школы. Для этого созданы как детские технопарки, так и особые условия в вузах для молодых ученых, начиная от участия в промышленных разработках и заканчивая научным самоуправлением.

Кроме того, поскольку в сферу образования вовлечено более миллиона человек, это неплохой барометр, который показывает настроения в обществе. Держа руку на пульсе (например, на церемонии Президент подчеркнул, что постоянно мониторит TikTok), можно получать общую картину настроений в стране и оперативно выявлять проблемные точки.
К сожалению, все «цветные революции» так или иначе затрагивают студентов и старшеклассников, противопоставляя «светлые лица» «темной системе». Но отсюда вытекает и еще одно достижение белорусской власти — это приток новых идейных кадров на всех уровнях: от военно-патриотических классов до силовых и гуманитарных специальностей.
Собственно, церемония, где Президент награждал лучших — тоже является частью такого отбора. Впечатление у молодого человека останется на всю жизнь, а, самое главное, он видит в этом СПРАВЕДЛИВОСТЬ, когда хорошая учеба, активная жизненная позиция и усилия вознаграждаются, причем не деньгами, а тем, что за деньги не купишь — высоким статусом. Поэтому можно уверенно сказать, что система образования демонстрирует наши «светлые лица» — которые тоже в свое время будут принимать решения определять жизнь страны.
Рекомендуем



