По накалу страстей селекторные совещания у Батьки напоминают бои гладиаторов, где павшие и полегшие – это скот и посевы. Но если Александр Григорьевич ругается, то причина не в том, что в области N украли топливо или не хватает механизаторов. Зерно сейчас поступает на мировой рынок в мизерных объемах: из-за холодного мая и июня уборочная везде в Европе началась позже, и зерно будут придерживать до момента, когда станет понятна его рыночная цена.
Для Беларуси это момент истины, потому что мы свое зерно используем для внутренних нужд, например, для кормов. И если оно окажется по себестоимости дороже, чем импортное, то вся система сработает в лучшем случае безубыточно. Что уж говорить об издержках, допущенных по вине хозяйств – можем уйти и в минус. В этом плане каждый простаивающий комбайн и каждый пустующий склад окажется золотым.
Ножки Буша и зернышки Трампа
Как синоптики не могут предсказать, какая завтра будет погода, так и аналитики не берутся угадывать, что произойдет на рынке продовольствия через месяц. Зато и те, и те сильны задним умом: легко объяснят, почему вчера был дождь или упали акции.
К сожалению, колебание мировых цен на зерно к осени может быть каким угодно (как скачок, так и спад), потому что рыночные законы там не действуют. На зерновом рынке много лет работает картель, известный по первым буквам названий его участников – ABCD: «ADM», «Bunge», «Cargill» и «Dreyfus». Именно эти четыре крупные компании, а не солнышко, ветер и механизаторы влияют на рыночную стоимость европейского, американского, российского, белорусского и какого угодно зерна. Грубо говоря, это спекулянты, задача которых поглощать конкурентов и поддерживать санкции и нарушения логистики у национальных производителей, типа России и Беларуси, чтобы зерно западного картеля все время оставалось самым дешевым.
А далее получается, как с куриными «ножками Буша» – постепенно уничтожается целая отрасль и начинается импорт того, что вы еще недавно производили сами. И «ножки Буша» при этом сразу дорожают в 2-3 раза, потому что конкуренции больше нет.
Но если с Россией и Беларусью руки у США оказались коротки (Батька все 30 лет занимается продовольственной безопасностью), то сейчас что-то похожее на схемы 1990-х американцы пытаются провернуть с Евросоюзом. Однако европейцы сопротивляются на местах: например, еще недавно бастовали фермеры, заливая жижей из свинарников правительственный квартал в Брюсселе. Тогда им пошли навстречу, не пустив на рынок ЕС дешевое зерно, которое производит Украина.
Но зерновых трейдеров в Европе это не спасает: все равно из-за санкций ЕС не может покупать дешевый белорусский калий в нужных объемах, а из-за войн на Ближнем Востоке и потолка цен на российскую нефть у Европы есть постоянный риск остаться вообще без горючего.
Все это сильно не нравится Глобальному Югу, для которого вопросы продовольствия – это вопросы национальной безопасности. Условно, им выгоднее покупать зерно у двух разных западных центров (у США и ЕС), чем зависеть от одного. Если пофантазировать, что в ЕС рухнет производство, а логистику удобрений из России и Беларуси задавят санкциями, то мирового голода, конечно, не будет. Но рыночная власть американских корпораций еще больше увеличиться.
А они и так уже делают все, что хотят. Мы видели прекрасный пример «зерновой сделки», которая являлась ни чем иным, как истерикой в СМИ и пропагандой. Когда тот самый картель ABCD, фактически, нанял американское правительство, чтобы те организовали им беспошлинные зерновые коридоры из Украины в ЕС. Для чего Россию из всех утюгов обвиняли в геноциде и подготовке нового голодомора, а под шумок картель ABCD вывез украинское зерно на премиальный рынок ЕС, где обвалил цены и немножко разорил европейских производителей… и на этом все. Никакие дети Африки ничего не получили.
Снижение цен на зерно: выгодно или нет
Стоимость зерновых нынче сильно зависит от войн, санкций, логистики и спекуляций, а тут еще добавилась сомнительная погода. Поэтому Батька заранее строго спрашивает, чтобы больно не было потом. А то пока мы раскачиваемся и считаем, сколько комбайнов не отремонтировали за год, Евросоюз в 2025-м обещает рост производства зерновых.
В ЕС ожидают лучший урожай за последние 20 лет. В среднем европейцы запланировал собрать на 15% больше, чем в прошлом году, особенно Франция (+27%), Германия (+17%) и Испания (+20%).
К слову, Испания раньше являлась основным импортером украинского зерна в ЕС, а значит, украинские излишки попадут на мировой рынок. А если в Европе и Украине упадут цены, белорусские издержки из-за бесхозяйственности встанут нам еще дороже – их практически невозможно будет отбить. Получится, что импортное зерно будет дешевым, а наши корма, сделанные из собственного зерна – дорогими. Что будет сказываться на всем сельскохозяйственном цикле, куда закладывается стоимость кормов. А, значит, может упасть продовольственный экспорт Беларуси на основе животноводства, из которого страна берет валюту.
Поэтому белорусская система на опережение действует административными методами, благо, Александр Григорьевич это хорошо умеет. Уборочной наравне с губернаторами и сельчанами занимается прокуратура, милиция, госконтроль, СМИ и представители Президента. Потому что наших граждан надо держать в тонусе, по-другому, к сожалению, мы все работать не умеем. Например, что такое крашеное топливо и почему ее нельзя покупать с рук в Беларуси знают даже дети – оно краденое. Но, увы, сливают его десятилетиями.
Ориентироваться же в прогнозах по зерну надо на российский рынок. Несмотря на то, что южные регионы РФ пострадали от засухи, это скажется только на первых обмолотах, потому что начинают всегда именно с юга. Дальше урожайность будет расти, и ее прогнозируют такой же, как в прошлом году. Кроме того, экспортные пошлины на пшеницу россияне в этом году снизили до нуля. Это значит, что Россия стимулирует экспорт и поддержку своего производителя, то есть уверена, что зерна хватит с избытком и административно удерживать его на рынке не видит смысла.
То есть Беларусь попадает в условия, когда на рынке будет много и европейского, и российского, и украинского дешевого зерна. А наше из-за нехороших погодных условиях, поломок техники, простоев, приписок не сможет с ним конкурировать. Как говорится, есть за что бороться.
А как у них?
Пока Александр Григорьевич борется за урожайность с гектара, бледнолицые отжимают целые зерновые терминалы у краснокожих. Грандиозный скандал этой недели – зерновой терминал «Олимпекс» в Одессе американцы смогли отобрать у местного украинского бизнеса через мутные схемы с Львовским судом и якобы мошенническим кредитованием. Как говорят, Ермак и Зеленский чуть ли не вручную помогали американскому фонду в рейдерском захвате.
И у американцев есть чему учиться: они стремятся контролировать не столько производство, сколько сбыт и логистику, влияя на цену. Какая разница, что у вас море дешевого зерна, если вы в итоге повезете его на американский терминал (а другого нет). А в условиях войны, кто знает, какие еще грузы американцы будут переваливать под видом зерна – потому что морем из Румынии идет масса оружия.
Но, в любом случае, Штаты на рынке зерна усилятся за счет просадки Европы и частичного контроля Украины. Это уже новая реальность, а если Зеленского все-таки примут в ЕС, Украина станет каналом, через который американцы будут заваливать дешевым зерном Европу и банкротить конкурентов.
И во время такой зерновой войны победит тот, у кого все свое. Собственно, на что и ориентирует наших аграриев Александр Лукашенко. Надеяться на рынок сейчас – это все равно что прыгать без парашюта, пытаясь угодить в американский стог соломы. Где, разумеется, нас будут ждать вилы.