Преступления против ребенка — всегда в тени. Как государство защищает детство?

Дети не могут за себя постоять и почти во всем зависят от взрослых: от семьи, учителей и тех, кто находится рядом. Поэтому защищает детей не только государство, но и общество – преступления против ребенка вызывают в Беларуси огромный резонанс. Это касается как проблем, связанных с неблагополучными семьями, так и сексуального насилия и схем по обороту наркотиков.
Однако обратная сторона резонанса — попытки ближнего круга скрыть преступление, не выносить сор из избы, семьи, школы. А поскольку большой блок «детских» преступлений совершается в интернете в цифровой форме, внешне проблема может быть малозаметна.
Поэтому государство постоянно совершенствует механизмы защиты детей с учетом новых вызовов. Принятие нового закона по обеспечению прав детей прокомментировал политолог Андрей Лазуткин:
— В 2022-2024 было несколько громких уголовных дел, связанных с педофилией в учреждениях образования, когда к ответственности привлекались непосредственно работники (в 2022 был пик — 14 случаев среди работников школ и около 1000 — по республике; за 10 лет рост почти в 30 раз). Например, в одной из школ Минской области преступления были серийными — их совершал учитель музыки на протяжении 15 лет. По данным фактам проводилась аналитическая работа Генеральной прокуратурой совместно с Министерством образования, и был принят план соответствующих мероприятий, в том числе по изменению законодательства.
Вторая традиционная группа, связанная с педофилией и насилием, — домашние случаи, когда школа и медосмотры помогают вскрывать преступления в семье. Как правило, насилие совершает близкий родственник или отчим.

Однако преступления против детей быстро эволюционируют, и сейчас социальные сети позволяют под видом общения склонять детей к психологическому контакту, обсуждению секса, интимным фотографиям, появились тематические ресурсы, которые помогают преступникам и дают готовые методики общения. А кроме латентности, все виды преступлений против детей (как физическое воздействие, так и психологическое) имеют высокую степень рецидива, потому что педофилия – психическая наклонность, поломка мозга, которая практически не лечится, тяга остается на всю жизнь, равно как и травма у ребенка, который сам впоследствии может стать педофилом.
С учетом новых угроз правительством был принят план мероприятий по защите детей от сексуального насилия и профилактике рецидивной преступности, который утверждался на уровне заместителя премьер-министра Игоря Петришенко. На основании отдельных пунктов данного плана примерно к ноябрю 2024 года был готов проект закона, который усиливал гарантии прав ребенка.
На днях закон был принят, и он затрагивает целую группу актов: изменения вносились в Закон о правах ребенка, Кодекс о браке и семье, Закон о гарантиях по социальной защите детей-сирот, Кодекс об образовании и Закон о физической культуре и спорте. Разумеется, поправки касаются не только защиты детей от педофилов, а в целом расширения гарантий прав ребенка.
Кратко перечислим самые интересные моменты:
- Совет Министров теперь будет определять порядок оказания помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия; ранее механизм такой помощи был не урегулирован.
- Юрлица и ИП, которые нанимают новых работников (речь не только о педагогической деятельности и детском спорте, но и вообще о любой деятельность, связанной с постоянной работой с детьми) должны будут разъяснять работникам законодательство в части половых преступлений и уголовной ответственности за них.
- По предложениям Национальной комиссии по правам ребенка в состав государственных органов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов ребенка, включены органы внутренних дел.
- Права заниматься педагогической деятельностью лишены лица, совершившие преступления независимо от снятия или погашения судимости по следующим статьям: статья 139 (убийство), 145–147 (склонение и доведение до самоубийства, причинение тяжких телесных), 154 (истязание), частями 2 и 3 статьи 165 (ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей), статьями 166–173 (преступления против половой свободы, вовлечение несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность), статьями 181–182, 187 (торговля людьми, похищение, трафик), 327–329, 331, 332, 342-1 (наркотики, экстремизм).
На практике устроиться с любой судимостью в школу было невозможно и раньше, однако теперь есть дополнительные формальные основания в законе.

- Предусмотрены меры по защите детей от игрушек, причиняющих вред их здоровью и развитию. Игрушки — герои компьютерных игр и фильмов – будут считаться информационной продукцией, им будет присваиваться знак возрастной категории.
- На родителей возлагается обязанность контроля за запрещенной информацией, чтобы ее не получали дети (порнография, экстремизм). Для чего родители обязаны проводить как устные разъяснения, так и использовать средства технической блокировки и родительский контроль. За несоблюдение предполагается административная ответственность.
- В Законе о правах ребенка изменена преамбула: исключены слова о «мировой цивилизации» (формулировка принята в 1990-е), которая не отвечает нынешней международной обстановке. Также из Закона исключен пункт в части международных договоров — в связи с реформой Конституции, где ранее был закреплен приоритет национального права.
- Внесены изменения в преамбулу Закона о правах ребенка и в статью 31, где говорится об особом отношении государства к детям-инвалидам, что соответствует статье 47 Конституции.
- Статьи 7-9 этого же Закона дополнили нормами, определяющими, что государственное обеспечение детей-сирот включает обеспечение их лекарственными средствами в амбулаторных условиях и изделиями медицинского назначения (очками). Норма позволяет устранить некоторые пробелы в правовом регулировании.
- Исходя из новых конституционных предписаний, Закон о правах ребенка дополнен обязанностями ребенка.
- Статья 7 Закона о правах ребенка приводится в соответствие с Законом «О гражданстве Республики Беларусь», где предусмотрен порядок и основания приобретения, сохранения и прекращения гражданства Республики Беларусь.
А как у них?
С ростом преступлений против детей столкнулась Польша — в 2024-м Сеймом был принят так называемый «закон Камилека» (по имени 8-летнего ребенка, который был убит в семье в городе Ченстоховы — его систематически мучали и пытали родители). «Дело Камилека» вызывало большой резонанс, и, согласно новому законодательству, работники всех сфер, которые взаимодействуют с детьми, теперь подтверждают справками, что не совершали уголовных преступлений, а также подтверждают, что не находятся в специальном реестре лиц, совершавших сексуальные преступления. Справки такого рода обязательны при поступлении в вузы на педагогические и смежные специальности (равно как анкетирование и другие проверки), а также для трудоустройства.

В целом Польша сталкивается с комплексом проблем, связанных с вопросами семьи: это и спад рождаемости, и рост наркотических преступлений, педофилия, буллинг в школах, межнациональные конфликты. Практика в данном случае идет по пути ужесточении законодательства, поэтому опыт Польши по реализации «закона Камилека» изучали и белорусские структуры.
Рекомендуем

