Фото: из фонда БГАКФФД. Летчики экипажа тяжелого бомбардировщика С-22, эскадрильи воздушного флота Русской императорской армии «Илья Муромец», на ступеньках дворца рода Гуттен — Чапских в Станьково, Минский уезд, сентябрь 1916 г. 1-й слева — М.А. Рахмин, 3-й слева — О.С. Карпов, 2-й справа — Д.Д. Макшеев, 3-й ряд 1-й справа — Фаррух-Ага Гаибов.
Появившись в составе армий ряда европейских стран и США около 110 лет назад, военная авиация мгновенно приобрела тот неистребимый романтический флер, который сопровождает ее до сих пор, заставляя тысячи мальчишек современной Республики Беларусь мечтать о шлеме летчика, подумывать о поступлении в Белорусскую государственную академию авиации.
История рождения военной авиации Беларуси уходит в начало XX века, когда в Гродно, Лиде и Бресте разместились первые воздухоплавательные части дирижаблей «Беркут» и «Астра». Затем были воздушные бои Первой Мировой, Советско-польская война, недолгая борьба за воздух в дни Освободительного похода в Западную Беларусь осени 1939 года, долгая страда воздушного противостояния 1941 — 1944 годов Великой Отечественной войны, почти полвека расцвета отечественной авиации, когда в Беларуси дислоцировались одни из лучших авиачастей СССР.
Именно этот период жизни военной авиации дал старт новому направлению — космонавтике, и за нашим народом — большой вклад в нее. Начало новейшей истории белорусской военной авиации было положено в 1992 году — со дня принятия решения о формировании Вооруженных Сил Республики Беларусь. С тех пор третье воскресение августа — в 2023-м это 20-е число — посвящается тем, у кого синева навеки поселилась на просветах погон, в цвете формы и душе. Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов приглашает вспомнить путь белорусов в воздушный океан.
Выгрузка газгольдеров и аэростатов в Полоцке перед началом наступления в дни Советско-польской войны 1919 — 1921 г., 28 мая 1920 г.Летчик-орденоносец Леонид Орлов в гостях у детей одной из минских школ, весна 1938 г. Военные пилоты одного из самых молодых родов войск — авиации — в межвоенное время были кумирами советского и общемирового социума.Летчики-истребители Западного фронта полка, входившего до войны в Белорусский особый военный округ, после удачного вылета, Московская область РСФСР, январь 1942 г. В центре — командиры Красавин и Верешко — уроженцы Минской области.Встреча партизан Смоленского полка с летчиком, доставившим им груз с Большой земли у деревни Антонишки, Полоцкий район Витебской области, зима 1943 г. Пилот Васильев (в центре) — уроженец Мядельского района, Минская область.Самолеты-участники праздника авиации в поселке Боровая Минского района, лето 1959 г.Дети возлагают венки у памятника летчикам Кирееву и Сафонову, повторившим подвиг капитана-бомбардировщика Н. Гастелло, в Смолевичах, Минская область, июнь 1968 г.Пилот вертолета Ка-26 Э. Бабков и техник М. Макуцевич замеряют скорость ветра перед полетом, Минская область, весна 1973 г.Мать летчика эскадрильи полка «Нормандия — Неман» Жака Гастона, погибшего в небе Борисова, Минская область, среди учащихся СШ №9 города, лето 1975 г.Летчик-космонавт, Герой Советского Союза В.В. Коваленок на встрече своих товарищей-выпускников родной Зачистской СШ Борисовского района, Минская область, 1979 г.Путь в небо и космос начинается со школьной парты. Летчик-космонавт, Герой Советского Союза В.В. Коваленок в родительском доме на встрече со своим учителем астрономии Н.П. Тихановичем, деревня Белое, Борисовский район, Минская область, 1979 г.Матери летчика-космонавта, Героя Советского Союза Ю.А. Гагарина А.Гагариной, Героя Советского Союза П.И. Куприянова А. Куприяновой и летчика-космонавта, Героя Советского Союза В.В. Коваленка О. Коваленок в Жодино, Минская область, 1978 г.В момент техобслуживания самолета ТУ-151 в аэропорту «Минск — 2», июль 1991 г.Эпоха ушла! Последний самолет-ракетоносец ТУ-22 121-го гвардейского бомбардировочного авиаполка покидает место постоянной дислокации на авиабазе в Мачулищах, Минский район, май 1994 г.Небо — вещь романтичная. На авиационно-спортивном празднике, посвященном Дню Независимости Республики Беларусь, проходившем на летном поле у деревни Боровая Минского района, 3 июля 2000 г.Военные летчики строят шалаш для ночевки в дикой местности на занятиях в школе выживания 214-го специализированного центра ВВС и войск ПВО, Минская область, сентябрь 2005 г.Командир 50-й смешанной авиабазы, кавалер ордена «За службу Родине», полковник В. Кирилюк у самолета Ил-76, август 2004 г.Военные летчики монтируют импровизированное спасательное судно в школе выживания 214-го специализированного центра ВВС и войск ПВО, Минская область, сентябрь 2005 г.Летчики-космонавты, уроженцы Беларуси, на встрече ветеранов авиации (слева направо): президент Федерации и космонавтики России, Герой Советского Союза В.В. Коваленок, член отряда космонавтов Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина, Герой Российской Федерации О.В. Новицкий, дважды Герой Советского Союза П. И. Климук на аэродроме Боровая в дни работы павильона «Космос» Минского аэроклуба ДОСААФ, 4 июня 2016 г.Истребитель-бомбардировщик МиГ-27К — экспонат Музея авиатехники Центрального аэроклуба ДОСААФ имени Дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца в поселке Боровая Минского района, май 2015 г.Именное дерево, посаженное космонавтом, дважды Героем Советского Союза В.В. Коваленком, на территории Музея авиатехники Центрального аэроклуба ДОСААФ имени Дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца в поселке Боровая Минского района, май 2015 г.Заместитель командующего Военно-воздушными сил и войсками противоздушной обороны — начальник авиации генерал-майор А.М. Карев, 7 апреля 2017 г.