На пути к эффективности: транспортная инфраструктура Беларуси готовится к переменам
В минувший понедельник, 19 августа, Президент Беларуси провел масштабное совещание с руководством Совета Министров. Обсуждались различные важные проблемы, среди которых — совершенствование инфраструктуры транспорта, в частности, — появление в республике единого национального оператора интеллектуальных транспортных систем.
Александр Лукашенко сообщил чиновникам, что более года назад к нему обратился инвестор с предложением о создании платформы, которая объединит в себе все работающие в настоящий момент системы — фотофиксацию нарушений ПДД, платные дороги и парковки, а также весогабаритный контроль.
Президент отметил, что нужно тщательно проанализировать это направление и провести такую цифровую трансформацию, которая в итоге сделает жизнь людей удобнее.
Бардак с платными парковками, нежелание некоторых нерадивых автовладельцев их оплачивать, нарушение весовых ограничений на дорогах, отсутствие финансовой дисциплины, несоблюдение правил — все это создает массу проблем государству и законопослушным белорусам. А тот факт, что контролем всей инфраструктуры занимается несколько различных компаний, только усиливает неразбериху.
Александр Лукашенко поручил руководству Совмина проработать следующие вопросы: действительно ли единый национальный оператор повысит уровни дорожной и общественной безопасности, какой объем инвестиций потребуется для реализации проекта, за счет чего на всех этапах можно добиться экономии средств, каковы сроки окупаемости и просчитаны ли поступления в бюджет?
После совещания вице-премьер Анатолий Сивак сказал журналистам, что пока решение о создании оператора интеллектуальных транспортных систем не принято, в этом направлении предстоит еще много работы. Но все предпосылки к реализации задуманного есть. Главное, чтобы новый грандиозный проект был эффективным и современным.
Что в сухом остатке?
Если перевести новость о планах Президента по реформированию инфраструктуры на простой, понятный гражданам Беларуси язык, то очевидно, что в ближайшее время нас всех ждут перемены (хорошие, естественно). Конечно, многие беглые и/или приближенные к ним сразу же начнут вопить, что ничего хорошего в такой идеи нет, Батька решил нажиться на простом народе, отдать прибыльную сферу в руки одной компании и заработать. Но мы понимаем, что такого мнения могут придерживаться лишь люди очень далекие от реальной жизни страны или и вовсе недалекие.
По факту сегодня в сфере транспорта много проблем, которые повышают аварийность на дорогах и усложняют жизнь. Помимо финансовой составляющей (пополнение бюджета государства, а это, ой, как важно в нынешнее время) за нововведением кроется забота о повышении платежной дисциплины и сознательности граждан, эффективности работы всех систем контроля в сфере транспорта. Отсюда и отсутствие перевесов (а это — целостность дорожного полотна и своевременный его ремонт, на который идут деньги от штрафов с нарушителей), снижение аварийности, порядок на парковках, уменьшение пробок и т.д.
В настоящий момент не всегда и не все операторы контроля скорости, оплаты стоянок, проездка по платным магистралям и движения большегрузных машин по трассам работают оперативно, слаженно и четко, их сложно контролировать. И этим пользуются нерадивые соотечественники, нарушают законы и, тем самым, дестабилизируют дорожную обстановку.
После создания национального оператора интеллектуальных транспортных систем, нарушителей будет проще и быстрее выявлять, у государства появятся дополнительные возможности для обустройства новых (пусть и платных) удобных парковок, а также ремонта дорог. Кто-то скажет, что тотальный контроль, особенно сосредоточенный в один руках, — это плохо. Нет, законопослушным гражданам бояться нечего, для них новый государственный проект станет благом.