Меню

Кто сохраняет память о героях? О необычном объекте Натальи Ильницкой

Фото: из архива героини

Гостиничный комплекс «Лагуна — Янтарная», что в поселке Мухавец Брестского района, давно известен как местным жителям, так и гостям города над Бугом. Подъезжая к Бресту со стороны границы, путешественник не может не остановить взгляд на роскошном желтом здании под красной крышей, которое, подобно замку, возвышается у трассы Р-17. Но не многие знают, что это прибежище уставших странников недавно стало пристанищем нашего общего наследия — памяти павших в Великой Отечественной войне. Силами администрации объекта здесь возведена Аллея Памяти и Славы. Его особенность в том, что та приютила монументы павшим советским воинам, которым уже нет места в городах и селах Польши…

«1984» Джорджа Оруэлла на новый лад…

Закон о декоммунизации, предусматривающий в том числе стирание памяти об освобождении этой страны Красной Армией от немецко-фашистских захватчиков, делает свое дело. Но директор гостиничного комплекса Наталья Ильницкая считает, что памятники бойцам-освободителям недостойны того, чтобы храниться в неприглядном виде. Валяться на свалках, покрываясь мхом, ржавчиной и прахом неблагодарности. Она повела свою личную войну за память предков — созидательную. Организовала вывоз и восстановление нескольких десятков монументов, списанных в утиль нашей страной-соседкой.

Наталья Ильницкая

…Пройдя через блещущий дворцовой обстановкой холл «Лагуны — Янтарной», мы попали во внутренний двор — как будто в иное измерение. Такое ощущение обычно возникает во дворах улицы, где прошли детские годы — там тоже, как поет Анжелика Варум, «все просто и знакомо»… Ощущение дежавю все нарастает: открывшаяся картина — памятники, обелиски, застывшие фигуры солдат, боевая машины пехоты и артиллерийское орудие — мне словно что-то напоминает… Постепенно все проясняется: территория парка — точь-в-точь как детские игрушки, вынутые из коробки и старательно расставленные пятилетним мальчишкой в ожидании забавы. Все устроено нарочито ровно, красиво, с любовью, как в детстве, кроме масштабов и… постепенно проступающей взрослой серьезности окружающего меня рукотворного пейзажа. Волшебная атмосфера исчезает: я вглядываюсь в лики бойцов, а они смотрят на меня, и в их взоре нет ничего веселого. Высеченные в камне, изваянные лица полны решимости и самоотверженности, присущей тем, на чьих могилах они стояли. Когда-то стояли…

— Истоки этой истории берут свое начало 1 апреля 2016 года. И дата эта отнюдь не связана с весельем. В Польше был издан закон о декоммунизации, в 2017-м — дополнение к нему, глава, касающаяся памятников времен Польской Народной Республики (ПНР), — уточнил специалист по связям с общественностью ООО «Лагуна» Дмитрий Симонов. — Если кратко, она предусматривала снос около полутысячи (!) памятников, памятных досок, бюстов, отдающих «дань памяти лицам, организациям, событиям или датам, символизирующим коммунизм или другой тоталитарный строй». След освобождения Польши Красной Армией совместно с жолнерами Войска Польского от гнета немецко-фашистской Германии (а последняя предала забвению даже название страны, переименовав ее в безликое «генерал-губернаторство») было решено стереть. Прямо Джордж Оруэлл с его романом «1984» на новый лад!

В 2017 году генеральный директор гостиничного комплекса «Лагуна — Янтарная» подала заявку в министерство иностранных дел и министерство культуры Республики Беларусь с просьбой помочь с транспортировкой демонтированных памятников с территории Польши. Призыв был услышан. Затем было обращение в Институт национальной памяти Польши — и эта сторона оказалась не против поспособствовать вывозу монументов. Заручившись поддержкой городских, районных и областных властей, с 2018 года Наталья Ильницкая взялась за дело. За личный счет, разумеется. Посильную помощь ей оказали военнослужащие 2-й инженерной бригады — их умелые руки и специализированная техника пришлись как нельзя кстати.

И вот первый результат налицо: десятки, согласно проекту, заложили основу парка памяти… Они огорожены, окружены клумбами, декоративными деревьями, к ним ведут дорожки, возле каждого — табличка на белорусском, русском и польском языках в дополнение к оригинальным польским надписям на самих монументах. С каждым отдельным случаем доставки на Брестчину определенного памятника связана персональная история, целая спасательная операция — не иначе!

— Первым стал памятник из города Лидзбарк-Варминьски, что на севере Польши, — продолжил импровизированную экскурсию Дмитрий Александрович. — Настоящее его название «В благодарность воинам Красной Армии, павшим в боях за освобождение польского народа от немецких оккупантов. Честь и слава героям!». Однако каждый монумент еще со времен возведения получил народное название. Этот зовется «Два солдата». Сам постамент был установлен в 1949 году в память о воинах генерала Черняховского, в 1973-м его дополнили скульптуры пары советских воинов. Он был снесен одним из первых, и, чтобы его получить, с «той» стороной пришлось побороться. Монумент был совершенно разрушен — фигуры угадывались с трудом. Головы отсутствовали, оружие — автоматы ППШ — исковеркано, ноги у воинов отсутствовали, памятник был залиткраской и грязью. В 2019-м мы его привезли в Мухавец, восстановили и в феврале 2020-го установили. И все благодаря золотым рукам строителей — Валерия Торуты, Елены Губарь и других. Теперь монументы выглядят так, будто печальных страниц в их биографии и вовсе не было!

Как поживает наш рядовой Москаленко?

Первым монументом, который будет встречать посетителей парка памяти, по праву стал самый старый — из деревни Кодень с востока Польши. Обелиск «Советским героям, павшим в боях с гитлеровскими оккупантами за освобождение Коденя» появился в далеком 1944 году. Саму деревню наши солдаты отбили у врага в последние числа июля 1944 года, когда войска 1-го Белорусского еще не успели сомкнуть клещи окружения вокруг немецкого гарнизона Бреста… На многих памятниках значатся надписи «Жители…» с указанием географических пунктов, откуда они были вывезены. Обелиски появились в польских городах и селах не сами собой — построены на средства переживших оккупацию людей!

Не все поляки отказались от памяти об ушедших временах: люди, проживающие в Дубиче-Церкевне (Подляское воеводство), специально приезжали в «Лагуну — Янтарную», чтобы посмотреть на достопримечательность, покинувшую центральный парк их городка. И неспроста: монумент советскому воину-освободителю не обезличен, фигура солдата имеет реального прототипа — это рядовой Дмитрий Москаленко. Лампада у его ног — дань памяти жителей. Боец Москаленко долго держал оборону — первые попытки сноса были осуществлены в далеком 2007 году, но тогда обелиск защитил бурмистр Дубиче-Церкевне Леон Малошевский. Вместе с жителями глава администрации города отстоял памятник: мы, мол, против, так как он был построен на средства сообщества гмины, то есть на народные деньги! Второй «штурм», подкрепленный тяжелой артиллерией по имени закон о декоммунизации, заставил рядового Москаленко «отступить» в Беларусь… Старшее поколение польских граждан, утверждают представители администрации гостиничного комплекса, против сносов монументов, но плетью обуха не перешибешь…

Рядом с бойцом из Дубиче-Церкевне — строгий, лаконичный обелиск из Радома в честь павших героев при его освобождении в январе 1945 года. Он был привезен в Мухавец в жалком состоянии, в виде пяти составных элементов… От одного из памятников (сведения о котором почти полностью утеряны) вообще остались лишь крохи — при сносе он был попросту взорван. Невозможно пройти мимо бюста заместителя министра обороны ПНР генерала брони Кароля Сверчевского — он, как ни странно, тоже был декоммунизирован правительством современной Польши. Сотрудники «Лагуны — Янтарной» рассчитывают собрать воедино остальные части памятника этому легендарному военачальнику — участнику Первой мировой и Гражданской войны в России, командиру польских полков, прошедших с боями путь от Бреста до Берлина и Праги. Человеку, удостоившемуся персонального тоста Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина на банкете после Парада Победы лета 1945 года. Такое вот беспамятство потомков в отношении достойных соотечественников…

«Я планов наших люблю громадье…»

Преемственность поколений — военного, героического и сегодняшнего — подчеркнута присутствием на территории будущего парка памяти БМП-1 и дивизионного орудия Д-44. Боевая машина пехоты из арсенала 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады – подарок посетившего строящийся объект командующего силами специальных операций Вооруженных Сил генерал-майора Вадима Денисенко. Орудие обосновалось на заднем дворе «Лагуны — Янтарной» благодаря усилиям властей города Бреста. И это не единственные военные артефакты, которые Наталья Ильницкая планирует разместить в экспозиции своего детища.

— Это место — дань памяти всем участникам Великой Отечественной войны, в том числе моему отцу, партизанившему на Львовщине, родным, погибшим в лихолетье. Мой муж-десантник служил в Афганистане, поэтому военная тема мне очень близка, — рассказала Наталья Емельяновна. — Мысль о спасении памятников из Польши, о создании специального места для них навеяна сюжетом, увиденным по ТВ: было неприятно осознавать, что память предков втаптывается в грязь. Столько наших солдат, в том числе белорусов, пало в Польше… Так нельзя! Поэтому я, как неравнодушный человек и депутат горсовета с 2003 года, взялась за это дело. Спасибо моему другу поляку Марену Конопке и экс-председателю Брестского городского исполнительного комитета Ивану Венцелю — они помогали в организации поездок по стране-соседке, в переговорах с администрациями воеводств. На все обстоятельства, связанные с улаживанием юридических тонкостей и оформлением массы документов, перевозкой каждого отдельного памятника, уходило примерно по три месяца. Мы нашли еще пять монументов, свезли их в одно место — в Бяла-Подляску, и, как только позволит эпидемиологическая ситуация, доставим их в Беларусь. Впереди еще масса работы и много задумок.

Где еще держат оборону «побратимы» Андрея Москаленко?

После Второй мировой войны на территории Центральной и Восточной Европы было воздвигнуто примерно четыре тысячи памятников советским воинам-освободителям. Из них около полутора тысяч на территории ГДР, примерно тысяча в Венгрии, свыше 500 — в Польше, около 60 в Чехословакии. После распада СССР в некоторых восточноевропейских государствах начался процесс сноса или переноса этих монументов с центральных улиц городов на периферию или на воинские кладбища.

Самый известный в Австрии памятник советским воинам-освободителям — монумент в Вене на площади Шварценбергплац. Он сооружен в память о 17 тысячах советских солдат, погибших в ходе Венской наступательной операции. В Болгарии установлено примерно 400 памятников, в том числе и в честь наших соотечественников.

Один из самых известных — мемориал советскому воину-освободителю в Пловдиве («Алеша»), открытый в ноябре 1957 года. Попытки сноса «Алеши» как «символа советской оккупации» неоднократно предпринимались властями Пловдива. Однако каждый раз этому препятствовали горожане и общественные организации. В 1998 году Верховный суд Болгарии постановил, что монумент является памятником Второй Мировой войны и не может быть разрушен.

В Венгрии с начала 1990-х годов большая часть памятников советским воинам была снесена или перемещена на военные кладбища, а также в Парк монументов под Будапештом, открытый в 1993 году. Здесь находится фигура советского солдата, изъятая из мемориального комплекса на горе Геллерт в Будапеште. Мемориал, называвшийся Монумент Освобождения, был открыт в 1947 году. В настоящее время в Будапеште остался лишь один памятник советским воинам: это 14-метровый обелиск, который был установлен в 1945 году в центре города на площади Свободы. Памятник-мавзолей погибшим воинам Красной Армии, возведенный в 1960-м, и поныне стоит на горе Славин в столице Словакии — Братиславе.

Одним из наиболее известных в мире памятников советским солдатам, павшим в годы Второй Мировой войны, находится в Германии. Это грандиозный монумент в Трептов-парке в Берлине. Он был открыт 8 мая 1949 года и представляет собой 12-метровую фигуру солдата, отлитую из бронзы. В одной руке у него меч, разрубающий свастику, другой он прижимает к груди спасенную немецкую девочку.

В Латвии, как правило, монументы, посвященные советским солдатам, находятся в хорошем состоянии. В августе 2016 года большой резонанс вызвали действия властей города Лимбажи, что на севере Латвии, по сносу памятника советским морякам, установленного в 1974 году. По официальным данным, он находился в аварийном состоянии и не подлежал ни реставрации, ни переносу. Самый известный советский мемориал находится на юго-западе Риги в Парке Победы.

В Литве в 1989 – 1991 годах многие памятники советских времен были демонтированы. Как правило, их свозили на складские территории коммунальных предприятий, где отсутствовали надлежащие условия хранения. В 2001 году недалеко от города Друскининкай литовский бизнесмен открыл парк-музей. На площади в 20 га он собрал большое число демонтированных монументов, включая скульптуры Ленина. Сегодня по посещаемости этот музей занимает пятое место в стране. Памятник советским воинам, павшим при освобождении Норвегии от фашистской оккупации, установлен 7 ноября 1947 года в Осло в северо-восточной части кладбища Вестре Гравлунд. Здесь находится братская могила, где захоронены 347 советских воинов. Памятник представляет собой четырехгранную стелу из серого гранита, стоящую на постаменте. На передней грани расположен барельеф советского солдата с автоматом в руках. На пьедестале высечены слова на норвежском языке: «Норвегия благодарит вас».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59