Зерно раздора. Как разделился «неделимый» европейский рынок
Еще весной Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия обратились к Еврокомиссии с просьбой ввести запрет на поставку зерна из Украины. Причина проста и понятна: страны хотят защитить собственное сельское хозяйство. Брюссель с доводами просящих согласился и ввел запрет на поставки пшеницы, рапса, кукурузы и семян подсолнечника до 15 сентября.
К окончанию срока эмбарго оказалось, что некоторые из восточноевропейских стран по-прежнему украинское зерно кушать не хотят. Первыми активизировались поляки. Моравецкий громко и пафосно заявил: «Мы продлим запрет ввоза украинского зерна. Польша не позволит, чтобы нас затопило украинское зерно. Независимо от решения брюссельских чиновников мы не откроем наших границ. Мы не будем слушать Берлин, мы не будем слушать Брюссель».
Сказано — сделано! 16 сентября Польша запретила импорт зерна из Украины бессрочно.
Продажа украинского зерна в Польше просто убила бы местное сельское хозяйство. Фермеры, на которых опирается правящая партия, не потерпели бы такого отношения. А поскольку через месяц в Польше пройдут выборы, брожение внутри общества стране не нужны.
Следующим кирпич из «прочной стены неделимости европейского рынка» достал Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии. Он отметил, что так называемое украинское зерно уже давно не украинское, а американское, ведь выращивается оно на землях, принадлежащих компаниям США. И, следовательно, Брюссель отстаивает именно американские интересы, не продлевая запрет на импорт зерна в пограничные с Украиной страны Евросоюза. А что касается спасения стран Африки от голода, то «голодные африканские дети не увидели ни килограмма из того хлеба», — уверен Орбан. Премьер добавил, что украинская сельскохозяйственная продукция своими демпинговыми ценами очень уж больно бьет по венгерским аграриям. Поэтому, чтобы последним было не больно, а приятно, Будапешт запретил ввозить из Украины не только зерновые, но и свинину, говядину, птицу, яйца, баранину, козлятину, овощи, мед и вино — всего 24 позиции.
Словакия, в отличие от соседей, громких заявлений не делала и лишнего шума не поднимала. О решении правительства запретить импорт зерновых из Украины сообщило местное телевидение. Был приведен убедительный аргумент: если на местные рынки хлынет дешевое украинское зерно, словацкое сельское хозяйство умрет.
Бухарест и София промолчали. Зеленский сказал им спасибо и удалился сменить майку на рубашку.
Почему нам так интересен это демарш? А потому что против воли Брюсселя пошли страны, где евроскептики либо уже взяли верх (Польша и Венгрия), либо готовятся прийти к власти (Словакия). Так, например, в Словакии на носу выборы, и, скорее всего, победит оппозиционная партия «Курс — социальная демократия» с Робертом Фицо во главе. А этот парень нещадно критикует нынешнее руководство страны за помощь Киеву в ущерб интересам Братиславы.
Те же страны, где у власти проамериканские лидеры (Болгария и Румыния), Еврокомиссии возражать не решились.
В последнее время Евросоюз позиции сдает, конечно. Договариваться странам внутри объединения все сложнее и сложнее. А возможный раскол все ближе и ближе. Интересно, что раскол этот проходит по линии Восток — Запад. Надо полагать, в скорой перспективе все государства Евросоюза неизбежно встанут перед сложным выбором: полностью отдать суверенитет в угоду проамериканским интересам и наднациональным структурам или выйти из состава ЕС. И есть основания полагать, что некоторые восточноевропейские страны предпочтут второй вариант.
А история с украинским зерном, несомненно, внесла свой вклад в этот процесс.