Когда вместо мамы — папа. Как отец из Смолевичского района воспитывает 2 дочерей
В этом году 21 октября мы впервые отмечаем День отца. Празднуем его через неделю после Дня матери, а период между этими датами красиво назвали Неделей родительской любви. Счастье — когда о детях заботятся любящие мама и папа, когда в семье полная чаша и взаимопонимание. Но так бывает не всегда. И к сожалению, с каждым годом число разводов растет. В 2021 году в Беларуси распалось более 34 000 семей. Распад семьи — трагедия и для детей, и для родителей. Привычный мир рушится, и надо найти в себе силы созидать вопреки всему. Чаще главой неполной семьи становится мама, которая взваливает на свои плечи всю заботу о детях и доме. Но бывает и по-другому.
Александр Грищенко живет в агрогородке Озерицкая Слобода, Смолевичского района. Уже 6 лет сам воспитывает двух дочерей — Настю и Юлю. 18 лет назад, когда Александр женился, он был настроен на созидательный лад. Сам из дружной многодетной семьи, приученный трудиться, зарабатывать, сосредоточился на семье. «До этого был в жизни негативный опыт, сложилась ситуация, заставившие меня четко определиться, чего я хочу в жизни. Тогда я свел к минимуму количество друзей и понял, что самая лучшая самореализация для человека — это семья: жена и дети», — рассказывает мужчина. У супругов со временем появилась просторная квартира, подрастали красавицы-дочурки. Но в какой-то момент все стало рушиться. Вскоре после того, как старшая дочь пошла в школу, семья распалась. И тут уж неважно, кто прав, кто виноват — прежнего мира больше не было. После развода суд оставил девочек с мамой. Они переехали в другое место. Отец их навещал, купил компьютер, чтобы каждый день быть на связи. Но со временем стал понимать: что-то идет не так, детям плохо. И снова был суд, после которого Настя и Юля вернулись к папе.
«Помню, на суде они были очень зажатые. Сидели как мышки, боялись чего-то. А как сели в машину, где их ждали бабушка и дядя, сразу расслабились, защебетали. И с этого момента все у нас пошло хорошо», — делится Александр.
— Но девочки поменяли школу, окружение, у вас к тому моменту было уже другое жилье. Как привыкали?
— В связи с переменой школы стресса не было. Ведь их одноклассниками стали ребята, которые ходили с ними в сад, а прошло-то всего 4 года. Поэтому здесь было все привычно. Дома сделал ремонт, закупил для них удобную мебель, компьютер, принтер. Помню, собираю столы, а младшая, Юля, мне все шурупы подносит: «Папа, чтобы мы быстрее все закончили».
— Вы работали в колхозе, где рабочий день достаточно длинный, а девчонки только закончили начальную школу. Новые педагоги, каждый со своими требованиями. Как справлялись в этом плане?
— В чем-то помогал разбираться сам, приходил с работы и садился с ними за учебники. Сложнее было с математикой. Но нам повезло: есть знакомая учительница, которая была готова встретиться и объяснить им материал практически в любое время. Она нам очень помогла. Но в основном контролировал я по оценкам. Не дотягивали — искали репетитора.
— А в плане готовки, уборки?
— В родительской семье нас воспитывалось четверо. Старшие присматривали за младшими, и с детства приучились готовить. Умею все. Правда, с тортами и сладким не заморачиваюсь — это всегда можно купить. А так я за домашнюю еду. У нас обязательно в холодильнике лежит стратегический запас: по бутылке молока на каждого, яйца, сыр, масло, хлеб и обязательно куриные ножки. Это у нас есть всегда. Девчонок своих я сам учил готовить. У них сейчас здорово получается наша любимая курица с картошкой. Но мое коронное блюдо — макароны с подливой. Поверьте, в этом мне равных нет. Да, еще момент.
Когда дочки стали жить со мной, я вдруг озаботился закатками. Тут мне очень помогла коллега по работе — поделилась и рецептами и хитростями. Так что наши запасы быстро пополнились и компотами, и маринованными грибами, и другими соленьями.
А так у меня обязательно есть в холодильнике суп. И пусть девчонки его не любят, есть приучены обязательно. Я против фаст-фуда и чипсов. Конечно, время от времени мы с ними гоняем в Макдональдс, но это скорее развлечение — побаловать их.
— Вы стали жить втроем, когда Насте было 12, а Юле 11. Начало переходного возраста. Большие перемены в жизни. Как справлялись?
— Да я и не заметил этого переходного возраста. Папа я строгий, с самого начала приучал их к самостоятельности. У них всегда были карманные деньги. Не успел купить хлеба — звонил старшей, говорил: «Доча, зайди за хлебушком после школы».
Помню, летом я работаю, выходных нет, а у них мяч порвался: «Папа, надо купить», — говорят. А за ним надо ехать на «Экспобел» — где ж ты время выкроишь. Рассказал, какой маршруткой можно доехать и откуда дешевле взять такси. А они сами нашли приложение, по нему — рейсовый автобус — съездили. Купили мяч да еще и сэкономили. Самостоятельность я в них поддерживал и воспитывал с самого начала. Кроме того, они были заняты учебой, приучал их и к работе по дому. И сам старался и стараюсь им уделять побольше внимания. Вы знаете, нам просто хорошо вместе — мы как-то ловим волну: чтобы ни делали, куда бы ни ехали — нам комфортно и весело.
— Как проводите свободное время?
— Любим по вечерам съездить в торговый центр — прогуляться. Девчонки же, любят «шопиться».
— И вы выбираете одежду вместе с ними, проводите часы напролет в торговых центрах?
— А куда деваться? Накануне учебного года, когда у меня много работы и вырваться сложно, с ними могут поехать мои сестры — их тети. А в обычное время я старюсь сам. У меня свои условия к выбору одежды. Ценю качество и строгий стиль. Но, конечно, иногда под женским натиском устоять мне сложно. Поэтому , как правило, мое дело одобрить и оплатить покупку. Важно, чтобы дочери хорошо выглядели и чувствовали себя уверенно.
Я не разрешаю дочерям наращивать ногти. Ухаживающий маникюр, покрытие укрепляющим или обычным лаком — это пожалуйста. Но не гель-лак. Считаю, в таком возрасте рано портить ногти.
— А как проходят семейные праздники?
— В кругу большой семьи. Едем в деревню к бабушке, и там собираются все наши родственники. Кстати, женской заботой Юля и Настя совсем не обделены. У них есть любящая бабушка и две тети — мои сестры. Одна пострже, другая подемократичнее. В общем баланс (смеется). Да и с мамой связь поддерживают. Правда, в основном по телефону.
— Говорю с вами и понимаю, что вы полностью сосредоточены на детях. Но девочки уже взрослые. Одной 16, другой 17. Женихи не за горами. Многие папы признаются, что чувство ревности при виде кавалеров своих дочерей частенько не дает покоя…
— Я думаю, что пока об этом думать рано. Девчонки после девятого касса пошли учиться. Настя решила стать поваром-кондитером, поступила в Борисовский колледж, а Юля изучает банковское дело. Это хорошо, и в общем я не жалею что, поддержал их решение поступать после 9-го класса. Но мне бы очень хотелось, чтобы после окончания колледжей дочери пошли учиться дальше и получили высшее образование.
— Поговорили о дочерях. Давайте поговорим о вас. Вы молодой интересный мужчина, который в расцвете сил посвятил себя детям. А могли бы устроить личную жизнь. Не жалеете?
Дети — это святое. Это родные, твоя кровь, твое продолжение. Главное, чтобы они жили лучше меня. Чтобы у них все было хорошо.
— Какими женами, хранительницами очага видите их в будущем?
— Я их вижу хорошими хозяйками и заботливыми мамами.
— Две девчонки и один папа. Ну, невозможно без ревности. Как справляетесь?
— Главное — все и всегда поровну и никаких предпочтений. Все-таки у меня есть уже жизненный опыт, и эти моменты я научился контролировать. Настя и Юля по характеру абсолютно разные, но вместе с тем очень дополняют друг друга. Старшая пошла в моего отца — спокойная как удав, но в определенных обстоятельствах никому спуску не даст и вспылит по полной. А вот младшая уже больше похожа на меня. Для нее очень важно сохранить спокойствие и самообладание в любых ситуациях.
— Какой вы папа? Мягкий или жесткий?
— Не мягкий и не жесткий. И дочки это понимают. Если сделали что-то не так, не оправдываются — молчат. Выдержат паузу и заглядывают в глаза: проверяют, злюсь ли я или уже отошел. И когда видят, что время подходящее, все переводят в юмор. В общем, как и я сам. Говорят, я выгляжу строгим. Но у моих детей свое мнение на этот счет.
А вот о том, какой папа Саша на самом деле, мы решили спросить у Анастасии и Юлии.
Настя Грищенко: У нас самый лучший папа. Он один на отлично справляется с двумя детьми, он очень настойчивый и всегда готов подсказать, прийти на помощь. От него я переняла упорство и умение справляться со сложностями. Кроме того, он научил нас готовить, и я неслучайно выбрала специальность повара-кондитера.
Мне хочется, чтобы мой будущий муж был на него очень похож.
Папа нас вырастил, и теперь мне хочется, чтобы он был по-настоящему счастлив. Чтобы встретил свою вторую половину.
Папа, здоровья тебе, счастья. И спасибо за то, что вырастил, воспитал — за все, что ты нам дал в жизни.
Юля Грищенко: Папа, я очень рада, что именно ты мой отец. Мне с тобой очень хорошо, и я тебя люблю…
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!