Как с февраля 2022 года изменился белорусский туризм, и где отдыхать все-таки лучше?
Туризм и индустрию гостеприимства обычно не принято называть драйвером экономики. Тем не менее, когда прочие секторы с завидной регулярностью впадают в полосу неопределенности (в силу различных причин), туризм демонстрирует каждый год завидное здоровье.
Исключение из правил — разве что пару ковидных лет. А потому было интересно, как трансформировался белорусский туризм с февраля прошлого года под влиянием внешних обстоятельств.
В качестве эксперта у нас — председатель правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый.
Влияние СВО на туризм
По словам Филиппа Анатольевича, с момента начала СВО в феврале прошлого года белорусский турбизнес претерпел много изменений, практически все они вынужденные. Но если смотреть на ситуацию в целом, пертурбации на туристическим рынке в чем-то сказались позитивно — скажем, на экспорте белорусских туристических услуг. Ведь основной для нас, фактически монорынок Российской Федерации, вошел в зону турбулентности импорта, логистических и прочих ограничений. Белорусская турплощадка стала востребованной, доступной и в меру удовлетворяющей критериям потребления.
Кроме вынужденного спроса со стороны российских туристов в тот период, важно также отметить убытие Booking.com, системы интернет-бронирования отелей, за что наш союз боролся с 2016 года. Отсутствие этой системы вывело на рынок РФ иные аналоги, где белорусский номерной фонд скомпилировать стало значительно легче — с экскурсиями и иными туруслугами.
Помимо этого, благодаря «Белавиа» уже в нынешнем году существенно расширилась полезная программа с российскими регионами. К Екатеринбургу, Казани, Калининграду и Сочи добавился Мурманск. Ряд российских регионов через субсидии и прочие финансовые инструменты запустил рейсы в Уфу, Нижний Новгород, Пермь, Псков. Все это, разумеется, благоприятно сказалось на состоянии отечественного турбизнеса, т. к. теперь доступность белорусского туристического продукта представлена достаточно широко.
Но получить возможность и ею воспользоваться — это не одно и то же. По мере появления новых выездных направлений для туриста из России у Беларуси появилось множество конкурентов и альтернатив — прежде всего в самой России, где темпы роста инвестиций в туристическую инфраструктуру очень высоки, интенсивно вводятся в эксплуатацию новые и реконструированные объекты.
Безвиз
В то же время следует отдать должное и политике белорусского высшего руководства в отношении туристов из соседних стран. Невзирая на прямые запреты коллективного Запада работать с нами, «ручей туристов» продолжает течь к нам благодаря безвизу, причем не только на выходные. Другими словами, обычные граждане западных стран-соседей пользуются этим режимом, и это — хорошо.
Но мир форматирует новое пространство, где нам было бы куда комфортнее работать вместе с Российской Федерацией, Узбекистаном в направлении стран Юго-Восточной Азии, Среднего Востока и стран Залива. Поэтому с нетерпением ждем, когда наши технические службы приступят к выработке алгоритма взаимного признания виз. Чтобы было понятно: в то время как Россия с Китаем работают по спискам, мы с Китаем работаем по безвизу. И в конкретном моменте (к примеру, именно сейчас) синхронизация этих двух правил крайне затруднительна.
В каких направлениях выезжаем
Здесь у нас все достаточно традиционно: устойчивые связи с Турцией, Египтом, Грузией, Объединенными Арабскими Эмиратами. Сюда можно было бы добавить Катар и Тунис, но на данных направлениях логистика и конъюнктура достаточно изменчивы.
В общем туристическом потоке мало-помалу набирают объемы Северный Кипр, Абхазия, Индия и российские регионы, особенно в плане речных круизов.
Конечно же, присутствует Европа и экзотика, но последняя — не массово.
Неплохие перспективы сотрудничества по линии туризма просматриваются с Таиландом и даже Мьянмой. Главное, не забывать, что данные направления достаточно зыбкие.
Нормативку отрегулировать
Законодательство и нормативно-правовые акты (НПА) в сфере белорусского туризма постоянно меняются, вследствие чего может показаться, что они имеют достаточно экспериментальный характер. Практика их применения в последние полтора-два года требует серьезного всеобъемлющего анализа и обязательных выводов, желательно не позже нынешней осени. Ведь на их основе следует вносить продиктованные жизнью изменения в нормативные документы для последующей работы в 2024 году.
А вообще, вопросов здесь много — от реального обеспечения выездной деятельности туристических организаций и отсутствия возможности у субъектов туриндустрии работать по договорам оказания услуг между собой до охвата отраслевым законом инфраструктуры размещения и активного туризма. Также имеет место проблема синхронизации документации с Россией и ЕАЭС в целом, где наблюдаются расхождения даже в терминах и глоссарии.
Но все эти проблемы вызваны естественным развитием и переформатированием туристических рынков. Главное здесь — не бояться называть вещи своими именами, что позволит подойти к решению данных вопросов объективно, профессионально, осмысленно предпринимая соответствующие шаги.
«Белавиа» махнула крылом
Весной прошлого года компания «Белавиа» совершила невозможное, почти подвиг.
Да, мы потеряли возможность быть хабом, да, нам заблокировано с трех сторон аэропространство. Но все как-то подзабыли, что со времен образования Ганзейского союза всевозможные запреты были в нашей истории практически всегда. Надо просто спокойно к подобным вещам относиться. Новый мир строит новые связи, новую логистику. Нет сегодня Испании и Финляндии? Зато есть Индия и Кольский полуостров, куда летает «Белавиа».
Турист групповой и индивидуальный
Здесь все понятно даже неспециалистам. В силу запрета тому же прибалтийскому или польскому бизнесу работать с белорусами, с «той» стороны к нам едут исключительно индивидуальные туристы. Что касается основного для нас рынка — российского, здесь картина въездного туризма со стороны РФ сравнима с картиной внутреннего туризма в самой России.
Рейсы к нам регулярные, не чартерные, карта «Мир» работает, обмен наличного российского рубля происходит без потерь. Кроме того, паспорта достаточно общегражданского, граница у нас формальная, каршеринг и «Яндекс-такси» работают, язык и система «Градоустройство» понятны… Соответственно, подавляющее большинство путешественников — самостоятельные туристы.
С 1 января правом безвизового въезда воспользовались 352 966 жителей соседних с Беларусью стран ЕС: 214 553 гражданина Литвы, 80 732 гражданина и 24 820 неграждан Латвии, а также 32 861 гражданин Польши.
Гостиничный фонд
У белорусских отелей, считает Филипп Гулый, нет возможности работать гибко. Большинство из них имеет ограничения порогами рентабельности, когда путем сложных расчетов экономисты из планового отдела высчитывают коэффициенты амортизации и себестоимости (!) номеров, что является настоящим атавизмом: самый дорогой номер оказывается незаселенным. Когда гость не приехал, ничего не купил и ни за что не заплатил. Но от этого расходы отеля на налоги, на зарплату не сократились, сократилась только выручка. Отсюда возникают ситуации, когда в пик сезона цены у нас выше, чем в Италии, или в тот же пик сезона нет мест, а среднегодовая загрузка отелей — около 50%.
Средний чек выездного туриста из Беларуси за рубеж — $50 в день с дорогой
Чек въездного туриста в Беларусь — $90 в день
В трансграничье средний чек находится в эконом-сегменте — $35 в день
Кроме того, чувствуется нехватка линейного персонала в среде горничных, официантов и других вспомогательных работников.
Отдельных слов заслуживают и регионы, где многим банально не хватает как сопредельной туристической инфраструктуры, так и локального туристического продукта.
Поддержка государства
Здесь белорусские реалии лучше всего рассматривать в сравнении с Россией, где экономика туризма является одним из национальных приоритетов. Там умеют считать прибыль, сопутствующие доходы, создают рабочие места и иные полезные вещи — туриндустрия в России чувствует серьезную и масштабную поддержку.
В Беларуси в сознании представителей большинства непрофильных ведомств туризм является некоей социокультурной сферой, где надо выделять деньги на фестивали и укрепление материально-технической базы различных подведомств. Но масштабы и, главное, наши подходы к решению вопросов — несопоставимы с теми, что практикуются в России. По-настоящему серьезных изменений в сфере туризма следует ожидать лишь тогда, когда начнут задавать вопросы: кто к нам едет, через кого к нам едут, сколько у нас тратят, сколько наши у «них» тратят?