Почему новое правительство Польши не выполнит своих обещаний
17 октября окончательно подведены итоги парламентских выборов в Польше. Оппозиционный блок «Гражданская коалиция» занял второе место, но в коалиции с другими оппозиционными партиями сможет сформировать правительство. В этом не сомневается лидер «Гражданской платформы» Дональд Туск, который может снова стать премьер-министром. Тем не менее, победившая на выборах «Право и справедливость» и президент Польши Анджей Дуда могут замедлить этот процесс.
Даже в случае, если Дональд Туск и его союзники не встретят никаких препятствий на пути формирования своего правительства, отменить решения, принятые уходящей властью, будет далеко не просто, несмотря на обещания лидера «Гражданской платформы» «за 24 часа» отменить те решения правительства Моравецкого, за которые Польшу критиковали в ЕС. Но на поверку это сделать будет сложнее, чем декларируется, ибо этому могут помешать и разногласия между членами новой правительственной коалиции, которые непременно возникнут.
В структурах Евросоюза Польшу критикуют за изменение системы регулирования государственного телевидения, в результате чего министр государственного имущества получил право назначать руководителей и членов наблюдательных советов государственных телеканалов и радиостанций, на которых главным заказчиком контента стало государство. В структурах Евросоюза и в рядах польской оппозиции такое решение было воспринято как пропаганда повестки дня правящей «Права и справедливости».
Способно ли новое правительство изменить ситуацию с государственными электронными СМИ? Безусловно, только не так быстро, как обещает Туск. Замена руководства электронными государственными СМИ возможна только через изменения в законодательстве, которые после принятия Сеймом и утверждения Сенатом должен будет подписать президент Дуда. Только подпишет ли он закон, противоречащий его существующей редакции, которую он подписал восемь лет назад?
Это значит, что новое правительство и новое парламентское большинство далеко не всесильны.
Брюссель не согласен с Варшавой и по поводу начатой в 2017 году судебной реформы, которая изменила порядок избрания членов Национального совета правосудия, органа, который утверждает новых судей. Если до 2017 года Национальный совет правосудия формировало общее собрание представителей судов всех рангов, то теперь его состав утверждается простым большинством Сейма.
Новый состав Сейма сможет повлиять на формирование персонального состава Национального совета правосудия, но решение о сворачивании судебной реформы должен будет принять президент, ранее ее одобривший. Да и сам Туск пойдет на «судебный секвестр» не по своей воле или порыву союзников, а по требованию структур Евросоюза, на которые можно было бы закрыть глаза, только за отмену решений «Права и справедливости» обещано разблокирование многомиллиардной европейской помощи, на которую очень надеется лично Туск, мечтая повторить «экономическое чудо» своей предыдущей каденции в должности премьер-министра.
А вот изменить законодательство о праве гражданок Польши на аборт могут не позволить партнеры по коалиции: некоторые из них считают этот пикантный вопрос мировоззренческим, который не подлежит обсуждению.
Если обратиться к международной повестке дня, которая для Польши также формируется Евросоюзом, то на этом направлении тоже не все гладко. Это, в первую очередь, касается импорта украинского зерна. Как бы не хотелось Брюсселю, но позиция нового правительства по этому вопросу точно не изменится. Одной из движущих сил протестов польских аграриев выступало движение «АгроУния», ставшее партнером «Гражданской коалиции» на прошедших выборах, а его лидер Михаил Колодзейчак одержал победу в своем округе, став депутатом Сейма. Поэтому, хотя Туску и желалось бы угодить Евросоюзу, что-то изменить в отношении импорта украинского зерна не выйдет.
Стабилизировать польско-украинские отношения Дональд Туск планирует очень хитрым способом, конвертируя свою поддержку Киеву в деньги. Предлагая организовать транзит через Польшу украинской сельхозпродукции, Туск запланировал привлечь европейские инвестиции для реализации инфраструктурных проектов на польской территории. А поддержка, которую Варшава продолжит оказывать Киеву, подразумевает в будущем широкое участие Польши в восстановлении Украины — естественно, не на основе благотворительности.
Скорее всего, новое правительство будет солидарным со старым по поводу отказа в социальной поддержке украинским беженцам после 1 января следующего года, поскольку, как утверждают социологические опросы, 42% поляков поддерживают эту идею.
Нормализация отношений с ЕС, о котором всю предвыборную кампанию говорил Туск, неотделима от военной и политической поддержки Украины. Поэтому логично, что с целью разморозить многомиллиардную помощь из Брюсселя, а заодно не разочаровать свих избирателей, подавляющее большинство которых, как утверждают социологи, выступают за поддержку Украины, эта тема останется приоритетной для нового правительства.
Что касается политических сил, то никто из потенциальных партнеров «Гражданской коалиции» также не выступает против помощи Киеву.
Так что, судя по всему, в Польше может измениться только политический бомонд, а общий внутриполитический и внешнеполитический курс страны не претерпит серьезной трансформации, несмотря на предвыборные обещания.