Меню

Разведчик и диверсант. Как воевал и чем жил Герой Советского Союза Николай Кузнецов  

Разведчик и диверсант. Как воевал и чем жил Герой Советского Союза Николай Кузнецов
Фото: из открытых интернет-источников

Николай Иванович Кузнецов: советский разведчик-диверсант, Герой Советского Союза (присвоено в 1944 году, посмертноПрим. Авт.), умел добывать ценную для советского командования информацию, одновременно с получением разведданных, ликвидировал видных гитлеровцев — рейхскомиссара Украины Функа, имперского советника рейхскомиссара Украины Гелля, вице-губернатора Галиции Бауэра. Возглавляя боевую группу партизан, похитил командующего карательными войсками на Украине генерала Ильгена. 

Из письма Николая Кузнецова брату: «Я люблю жизнь, я еще очень молод, но потому что Отчизна, которую я люблю как свою мать, требует от меня пожертвовать жизнью во имя освобождения ее от немецких оккупантов, я сделаю это. Пусть знает весь мир, на что способен русский патриот и большевик, пусть запомнят фашистские главари, что покорить наш народ невозможно, так же, как и погасить солнце».

В ряду советских разведчиков имя Николая Ивановича Кузнецова стоит особняком. Он, имевший достаточно большое количество разных оперативных псевдонимов и чужих имен, считавшийся разведчиком-самородком и ставший профессионалом разведки и диверсий, — в числе самых легендарных разведчиков советского периода.

Из воспоминаний командира спецотряда «Победители» Дмитрия Медведева

«Эрих Кох… Пауль Даргель… Альфред Функ… Герман Кнут… Эти имена были хорошо известны на захваченной гитлеровцами территории Украины. Главари гитлеровской шайки со своими подручными грабили, душили, уничтожали все живое на украинской земле. Одно упоминание этих имен вызывало у людей содрогание и ненависть. За ними вставали застенки и виселицы, рвы с заживо погребенными, грабежи и убийства, тысячи и тысячи погибших, ни в чем не повинных людей.

И когда Николай Иванович Кузнецов стал просить нашей санкции на совершение акта возмездия над заместителем гаулейтера Паулем Даргелем, мы не стали его дольше удерживать.

В машину за шофера сел Николай Струтинский, одетый в форму немецкого солдата. Рядом с ним — Кузнецов в форме лейтенанта, с накинутой поверх кителя резиновой офицерской пелериной. Время приближалось к тому моменту, когда Даргель должен был показаться из рейхскомиссариата и идти в свой особняк. 

Кузнецов и Струтинский остановили автомобиль в переулке так, чтобы из-за угла им был виден подъезд рейхскомиссариата.

Стрелка часов приближалась к половине третьего, когда из подъезда рейхскомиссариата появился жандармский фельдфебель, а следом за ним человек в штатском, очевидно агент гестапо. 

Точно в 14.30 из того же подъезда вышел генерал, которого сопровождал майор. Последний нес под мышкой красный портфель.

— Они, — сказал Кузнецов. — Коля, газ!

Машина быстро настигла гитлеровцев. Кузнецов выскочил из кабины с пистолетом в руке и в упор выстрелил в генерала, а потом в адъютанта. От первой же пули Даргель покачнулся и упал навзничь. Кузнецов выстрелил еще по разу в обоих фашистов.

Кузнецов прыгнул в машину и уже на ходу захлопнул дверцу. 

Когда к убитым подбежали жандармы, машины и след простыл.

Несколько дней мы не имели никаких сведений о последствиях совершенного Кузнецовым акта возмездия.

Больше всех мучился неизвестностью Кузнецов. Когда наконец двое разведчиков — Куликов и Галузо — пришли в лагерь, Николай Иванович первым набросился на них, схватил принесенные ими немецкие и украинские газеты, начал читать и… обомлел.

«Убийство имперского советника финансов д-ра Геля и его адъютанта», — прочел он на первой странице. Тут же, в траурной рамке, был портрет Геля. Одутловатое лицо, чуб по-гитлеровски.

И Кузнецову было разрешено совершить покушение вторично.

Всю ночь шла работа над серым «оппелем» ровенского гебитскомиссариата. Машину перекрашивали в черный цвет, поставили другой номер, снабдили новыми документами.

И тридцатого сентября, на том же месте, где и прежде, Кузнецов метнул гранату в Даргеля и его адъютанта. Оба фашиста упали. Небольшой осколок гранаты попал в левую руку Николая Ивановича. Это не помешало ему быстро сесть в машину.

Так кто же он, разведчик и диверсант Николай Кузнецов?

Николай Кузнецов родился на Урале, в селе Зырянка на территории нынешней Свердловской области, в обычной русской крестьянской семье. В 1926 году Николай окончил школу-семилетку и поступил на агрономическое отделение Тюменского сельскохозяйственного техникума, однако уже в 1927 году вынужден был, после смерти отца, переехать ближе к дому, чтобы помогать матери, и продолжить  учебу в Талицком лесном техникуме, параллельно и подрабатывая. Именно тогда и увлекся Николай всерьез изучением немецкого языка, поскольку его коллегами, по стечению обстоятельств, были несколько этнических немцев. И Кузнецов оказался очень способным учеником и быстро уже мог бегло изъясняться по-немецки, причем на нескольких диалектах.

Эти уникальные лингвистические способности Николая Кузнецова и предопределили его дальнейшую судьбу — судьбу разведчика-нелегала, а затем, в годы Великой Отечественной войны, и разведчика-диверсанта.

В начале 30-х годов в судьбе Николая Кузнецова и произошел крутой поворот, когда во время коллективизации на него обратили внимание сотрудники советской контрразведки, как человека смелого, а еще свободно владеющего коми-пермяцким языком. Тогда Николая привлекли к операциям по ликвидации орудовавших в лесах бандитских антисоветских групп. В 1934 году Кузнецов устроился на работу в Свердловске, на «Уралмашзавод», где ему поручили вести оперативную разработку иностранных специалистов, а в 1938 году он уже в Москве ,и  приступил к выполнению специальных заданий в дипломатической среде Москвы. Он работал с иностранными дипломатами, вербовал многих из них, участвовал в перехватах дипломатической почты. Кузнецов помог вскрыть сейф и сфотографировать ценные документы в квартире военно-морского атташе Германии фрегаттен-капитана Норберта Вильгельма Баумбаха. Позже Кузнецов смог проникнуть в ближайшее окружение военного атташе Германии Эрнста Кестринга. Безупречное знание немецкого языка не оставляло перед собеседниками Николая Кузнецова сомнений — перед ними действительно настоящий немец.

В первый год Великой Отечественной войны Николай Кузнецов несколько раз забрасывался в тыл врага с краткосрочными заданиями, а после возвращения , стажировался в лагерях немецких военнопленных, вникая в особенности речи гитлеровских офицеров из разных районов Германии.

А в 1942 году началась новая глава в биографии Николая Кузнецова, он был зачислен в состав партизанского отряда особого назначения «Победители» под командованием полковника госбезопасности Дмитрия Медведева. Отряду предстояло работать на оккупированной территории Западной Украины, где крайне необходимо было не только расширить базу партизанского движения, но и создать разветвленную разведывательную сеть в тылу врага, собирать информацию от своей агентуры и передавать ее в центр. Важная роль в этой деятельности отводилась Николаю Кузнецову, которому теперь предстояло действовать в образе немецкого офицера Пауля Зиберта.
 И за время своей боевой  деятельности в отряде Д. Медведева, Николай Кузнецов уничтожил 11 крупных руководителей оккупационной администрации — немецких генералов и высокопоставленных нацистских чиновников.

Так, Кузнецов успешно организовал в Ровно покушение на Пауля Даргеля, руководившего репрессиями против мирного населения Западной Украины. Покушение на Даргеля удалось с третьего раза, нацистский преступник был тяжело ранен, лишился обеих ног и вынужден был навсегда покинуть оккупированную территорию СССР. В Ровно же Кузнецов сумел ликвидировать главного судью оккупационной администрации на Украине Альфреда Функа, причем прямо в зале суда. Он же сумел захватить в плен и доставить в партизанский отряд немецкого генерала Макса Ильгена, командовавшего карательными войсками. Надо ли говорить, насколько ценными были показания генерала для партизанского движения?

При покушении на Геля , имперского советника финансов фашистской Германии,Кузнецов ухитрился подбросить немцам  документы, дискредитирующие руководство ОУН-УПА , и немцы обрушились с репрессиями на своих верных холуев. 

И все же основной работой Николая Кузнецова была именно разведка. Вот лишь некоторые важные результаты его разведывательной работы, способствовавшие победам Красной Армии на фронтах.

***

Именно Кузнецов сумел установить и своевременно передать в центр информацию о готовящемся немецком наступлении в районе Курской Дуги.

***

Именно Кузнецову удалось установить место расположения знаменитой ставки Гитлера «Вервольф» под Винницей. 

 ***

Когда Ровенщина была освобождена от оккупантов, Николай Иванович по заданию Центра перебрался во Львов, где продолжил свою разведывательную и диверсионную деятельность. Во Львове Кузнецов-Зиберт успешно ликвидировал вице-губернатора Галиции Бауэра и  крупного немецкого чиновника Шнайдера. А самое главное — ему удалось раздобыть и переправить в Центр план минирования Львова. Город, который немцы при отступлении планировали взорвать, был спасен советскими войсками от разрушения.

Но кто сейчас на Украине благодарен за это Николаю Ивановичу Кузнецову?

Последний бой разведчика Николая Кузнецова

Когда Красная Армия приближалась к Львову, Кузнецов получил приказ выходить через линию фронта к своим. 9 марта 1944 года, пробираясь из Львова вместе с двумя своими ближайшими сподвижниками Яном Каминским и Иваном Беловым, Николай Кузнецов под хутором Боратин во Львовской области, был остановлен патрулём бандеровцев. Поскольку те были переодеты в советскую форму, то вначале они подозрений не вызвали.  Но, поняв, кто перед ними, Николай Кузнецов и его боевые друзья приняли неравный бой с бандой националистов, и погибли. Имеются сведения, что он сам, не желая попасть живым в руки жестоких бандеровцев, подорвал себя гранатой вместе с окружившими его боевиками УПА.

5 ноября 1944 года Николаю Ивановичу Кузнецову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Его останки после идентификации с воинскими почестями захоронили во Львове, на военном кладбище «Холм Славы» 27 июля 1960 года, в присутствии тысяч горожан и многих бывших партизан-медведевцев, приехавших со всего Советского Союза.

Печальная хроника уничтожения памяти о Кузнецове на Украине

***

В 1990 — 1991 годах в западно-украинских СМИ появился ряд протестов участников украинского националистического подполья против увековечивания памяти Николая Кузнецова.

 *** 

В 1992 году памятники Герою Советского Союза Николаю Кузнецову в украинских городах Львове и Ровно были демонтированы.

 *** 

В 2015 году был снесен памятник Николаю Кузнецову в селе Повча Ровенской области Украины.

 ***

В 2015 году имя Николая Кузнецова было внесено в «Список лиц, подпадающих под «Закон о декоммунизации», память о которых должна быть стерта с истории и карты Украины.

 ***

В 2018 году могила Николая Кузнецова была осквернена во Львове.

 ***

Более того, Львовская мэрия отвечает отказом, несмотря на продолжающиеся факты надругательства над могилой Николая Кузнецова, просьбам общественности и властей Свердловской области о передачи останков Героя на родину

Наверное, комментарии здесь излишни…

О памяти разведчика Николая Кузнецова

Уверен, что для искренних противников фашизма и чтящих память о наших общих героя Великой Отечественной войны судьба Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова всегда оставалась подлинным примером самоотверженного служения Отечеству. Естественно, что в советское время память о Николае Кузнецове увековечили. Он стал посмертно Героем Советского Союза, его именем называли улицы, ему ставили памятники, издавались публикации, книги и ставились фильмы. И ныне в Российской Федерации память о выдающемся советском разведчике сохраняется, более того, на карте страны появляются новые объекты, называемые в честь легендарного разведчика, как, например, имя Николая Кузнецова получил парк в Старом Осколе Белгородской области.

А на его малой родине, в городе Талица Свердловской области, установлен памятник, и это, кстати, один из тех памятников, который землякам удалось вывезти из Украины, его портрет размещен на доме, стоящем на перекрестке улиц Ленина и Луначарского, а городской сквер и имеющийся музей разведки носят имя Героя Советского Союза Николая Кузнецова.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59