Меню

Латвия готова забрать машины у 282 тысяч граждан ради выполнения климатических целей Брюсселя

Латвия готова забрать машины у 282 тысяч граждан ради выполнения климатических целей Брюсселя
Фото: из открытых источников в качестве иллюстрации и скриншоты

В Латвии готовятся отобрать у 282 тысяч автовладельцев их машины — треть всего автопарка страны. Ради чего? Ради выполнения климатических целей Брюсселя, которые — внимание! — объективно невыполнимы. Но кого это волнует? Пусть бабушка c дедушкой или зачуханный фермер ходят пешком, зато отчётность перед ЕС будет в порядке.

Суть законопроекта проста, как валенок. Брюссель грозит штрафами — 64 тысячи евро в день, если Латвия не выполнит целевые показатели по выбросам CO₂. Эксперты констатируют: 80% машин на латвийских дорогах должны были бы находиться на автокладбищах. Средний возраст авто — 15 лет, большинство дизельные. Но есть нюанс социального характера: 10% вообще не могут позволить себе автомобиль, а 21,6% населения — за чертой бедности, И вот именно этим людям власти предлагают весело пересесть на электромобили за 25 000 евро.

Латвия исторически — свалка европейских подержанных дизелей, куда западные соседи сбрасывали то, что уже не проходит их нормы. А теперь даже эту свалку хотят прикрыть.

Признание провала: когда сами автопроизводители машут белым флагом

Цели недостижимы — и это признают не какие-то там скептики, а лидеры отрасли. Европейская ассоциация автопроизводителей ACEA, BMW, Mercedes-Benz, Stellantis (производитель брендов Fiat, Jeep, Peugeot и Citroën) официально заявляют: не получится! Европа летит в стену на полной скорости.

Но Брюссель знает лучше, чем люди, которые столетиями эти автомобили производят.

К 2030 году Европе нужно 3,5 миллиона зарядных станций. Сейчас их чуть больше миллиона. Нужно устанавливать 7 900 станций каждую неделю до конца десятилетия. Ни одна страна ЕС даже близко не приближается к такому темпу. У Латвии 400 зарядных станций. Для сравнения: в Эстонии 900, в Литве 1000. Брюссель требует 3,5 миллиона, Рига построила 400. Арифметика, скажем, не их сильная сторона.

И народ, между прочим, тоже не в восторге. Только 20% европейцев поддерживают запрет двигателей внутреннего сгорания к 2035 году. 42% категорически против. В сельских районах противников до 50%.

Медный тупик: когда физика говорит «нет»

А теперь самое интересное. Один электромобиль содержит 82 килограмма меди — в 2-4 раза больше, чем обычный автомобиль. Спрос на медь от автомобильной индустрии вырастет на 250% к 2030 году — до 3,7 миллиона тонн ежегодно.

И вот здесь начинается физика, которую не обманешь директивами. Международное энергетическое агентство предупреждает: существующие шахты покроют только 80% потребности к 2030 году.

Это если забыть про все другие отрасли промышленности, которым тоже медь нужна, как воздух. К 2035 году дефицит вырастет до 30-40% от спроса. S&P Global оценивает разрыв в 50 миллионов тонн к 2035 году — это вдвое больше всей меди, которую человечество использовало с 1900 по 2022 год.

Производство меди из существующих шахт не растёт — оно падает на 2,3% ежегодно из-за истощения запасов. Чтобы покрыть дефицит, нужно 80-160 новых крупных медных шахт к 2030-2040 годам. Каждая стоимостью от 6 до 10 миллиардов долларов. Сроки разработки от открытия месторождения до начала добычи — 18-25 лет.

80 новых шахт по 10 миллиардов каждая, 25 лет разработки. Нашли за последние 5 лет четыре месторождения общим объёмом 4,2 миллиона тонн. Арифметика не складывается. Но главное — отчитаться перед Брюсселем.

Когда электросети ложатся на лопатки

К 2030 году электромобили потребуют дополнительно 120 тераватт-часов электроэнергии. Зарядка 30 миллионов электромобилей эквивалентна полному годовому потреблению Бельгии. Целой страны.

Для модернизации электросетей потребуется 8 миллионов тонн специализированной электротехнической стали — в 10-20 раз больше, чем существующие и планируемые производственные мощности. Электриков и линейщиков для всех этих работ уже не хватает. Общая стоимость модернизации инфраструктуры: от 2 до 4 триллионов долларов.

Балтийские страны отключились от энергосистемы BRELL 7 февраля 2025 года. Торговая ёмкость электричеством упала с 500 мегаватт до 150. Регион стал чистым импортёром электроэнергии, цены растут. И вот в этой ситуации предлагается массовый переход на электромобили. Электросеть не выдержит, трансформаторов не хватит, электриков нет. Но главное — отчитаться перед Брюсселем, правда?

Кому это нужно: цинизм как искусство управления

282 тысячи автомобилей под угрозой — треть автопарка страны. Социальные сети полны комментариев: «Переезжаем в Литву», «Будем ставить литовские номера», «Пешком теперь, видимо». Власти оказались между молотом Брюсселя и наковальней реальности. Протесты неизбежны, падение рейтингов гарантировано.

Но чиновники трусят перед Брюсселем, а не перед собственным народом. Это понятно: Брюссель даёт деньги и штрафует, народ только протестует.

Горькая правда: страдания гарантированы, цели — нет

Подытожим.

Неприятности простым людям гарантированы — и это не метафора. 282 тысячи латвийских семей потеряют мобильность уже сегодня. Представьте: у вас отбирают машину. Не предлагая взамен ничего реального. Пенсионер из Латгалии, живущий на 400 евро в месяц, должен купить электромобиль за 25 000. Или пересесть на автобус, который ходит по вторникам. И то, не каждую неделю. Мать-одиночка, работающая в соседнем городе, должна туда как-то добираться — её старенький дизель теперь вне закона. Фермер, возящий продукцию на рынок, хотя бы может пересесть на телегу. А ей что делать?

В сельской местности альтернатив просто нет физически. Это не Амстердам с дружелюбной погодой и велодорожками, это Латвия с её зимами и бездорожьем. Но чиновники в Риге на служебных Tesla этого не понимают. Точнее, не хотят понимать.

А теперь о целях, ради которых всё это затевается.

Меди не хватит — дефицит 30-40% к 2035 году. Это не вопрос денег или желания. Это физика. Чтобы покрыть нехватку, нужно открыть 80-160 новых крупных медных шахт. Каждая стоит 6-10 миллиардов долларов. От открытия месторождения до первой тонны меди проходит 18-25 лет. За последние пять лет нашли четыре месторождения — нужно в 20 раз больше. Времени нет, денег нет, месторождений нет. Но главное — галочка в отчёте.

Инфраструктуры нет — чтобы выполнить программу Брюсселя нужно строить 7 900 (!!!) зарядных станций каждую неделю до 2030 года. Сейчас строят в сотни раз меньше. У Латвии 400 станций на всю страну. Европе нужно 3,5 миллиона. Даже если завтра начать строить безумными темпами, всё равно не успеть. Но это, скажем, детали.

Электросети не выдержат — необходимо от 2 до 4 триллионов долларов инвестиций. Нужны миллионы тонн специальной стали, армия электриков, тысячи трансформаторов. Их нет. Мощностей не хватает примерно в 10-20 раз. А Балтия, «чтобы было ещё веселее» (с) ещё и отключилась от советской энергосистемы, превратившись в импортёра электричества. Цены растут, мощностей не хватает. И вот в этой ситуации предлагают посадить всех на электромобили. Включите все в розетку одновременно — и наслаждайтесь блэкаутом.

Итого: людей лишают мобильности прямо сейчас. А инфраструктура для замены может появиться не раньше, чем через 10-15 лет. Может быть. Если найдут медь. Если построят шахты. Если модернизируют сети. Если найдут триллионы долларов.

Ради чего всё это? Ради климатических целей, которые спасут планету? Латвия производит 0,02% мировых выбросов CO₂. Весь латвийский автопарк — это статистическая погрешность.

То, что назовут заботой о будущем, на деле — насилие над настоящим. Массовые страдания ради целей, которые объективно не могут быть достигнуты по целому ряду объективных причин: физических, экономических, технологических.

Но кого из врагов собственных народов, захвативших в этих странах власть, это волнует? Отчётность в порядке. Брюссель доволен.

Пусть будет.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59