Минск — последний мост. Почему дорога к миру для Украины лежит через Беларусь

Белорусы часто украинцев встречали хлебом-солью, ответная реакция всегда была и с той стороны. Мы одинаково относимся к хлебу — оба народа представители глобальной цивилизации суши и региональной славянской цивилизации. Хлеб, как символ-апогей честного и кропотливого труда на своей земле. Это, как принято сейчас говорить — база. А рушник, на котором хлеб — ментально связывает наши страны, и ткался он не одно столетие — повязь времён. Но из-за геополитически бурь нитки начинаются расплетаться на ветру. Рушник этот, хоть и изрядно потрёпанный, — остается.
Мы верим одному Богу, празднуем одни и те же праздники. Правда, теперь украинцам стали запрещать, корректировать веру предков, календарь праздников тоже изрядно вымарали. Теряя свой настоящий дух, ген, код — украинцы теряют и свои земли. Таков закон проигрыша в когнитивной войне. Избрали чужих кумиров, оттого и война у ворот. Отказ от части своей истории, а значит от части себя, приводит к некрозу государственного масштаба.

Украина — цэ Европа — территориально — да. Ментально — не совсем. Вернее, не та Европа в современном понимании. Майдан был ярким, но точно не отражающим настроение всего общества. Если майданные идеи были близки всей Украине, то никакие бы вежливые люди не смогли бы вернуть «Крым в родную гавань». Отторжение радикального нацизма самим обществом привело к общественном кризису, который вылился в территориальные, экономические, человеческие потери. Скелет белорусского мятежа в 2020 году — из украинского шкафа.
Общественный кризис разрушает страны. А всё начиналось с разного прочтения истории, трактовки одних и тех же событий по разным учебникам во Львове и Донецке. Нельзя было постоянно с больших и малых трибун высмеивать ценности, близкие части общества и делить на наших и их «дэтэй». Тем самым, это было негласное признание своей неоднородности. А теперь её подтверждает война.
Независимость — одна, пути к ней разные
Независимость для Беларуси точно не меньшая ценность, чем для Украины. Минск к своей Независимости относится как к реальности, и исходя из этого предпринимаются все выгодные решения и разумные шаги. Даже порой временные репутационные потери в итоге дают лучший из возможных результатов. Для Украины независимость стала фетишом, инструментом борьбы против России. Украинские политики и элиты пошли по польскому пути, объявив себя антиРоссией. В Киеве не учли некоторых фактов: общей границы, общих корней, родственных связей и наличия русских или русскоговорящих людей. Сколько бы кружевных трусиков не было в гардеробе украинок, они в одной и той же цивилизации — цивилизации восточного славянства — неоВизантии. Поэтому вражеские штабы когнитивной войны используют два смысловых мифа. Первый — украинцы не варвары-славяне, второй — варвары-русские не славяне. Такие же приемы по переформатированию на западную ориентацию, а значит утрату от половой до политической и культурной идентичности, используют и против Беларуси.
Беларусь и Украина в Балточерноморском бассейне — вот и штормит. За эти территории и на этих землях всегда велись бои и вершилась судьба Европы. Но при всей схожести наших стран быть в когтях разных орлов, белорусам повезло больше. В конечном итоге, наша современная территория оказалась в границах одной Российской империи. Нынешние украинские земли были разделены между двумя имперскими центрами. Это как близнецы, воспитанные в разных культурах.

Сгладить особенности не смогли эксперименты советских вождей (Ленин пролетарским Донбассом решил разбавить земледельческий анклав Подолья и Галичины), не сумели череда правителей независимого периода. Крупная и богатейшая страна Европы с солидным приданным советского периода стала свататься к западной цивилизации. А пугая Россией и голодомором (хотя он тогда зацепил все регионы тогдашнего Союза), киевским управленцам легче всего было управлять украинской вольницей и обворовывать богатую невесту. Национализм бывает же разным. Имперским, центричным, провинциальным. В нынешних условиях прокси-противостояния Украина оказалась самым слабым звеном: столкнули идеологии Ильина и Грушевского.
Понятно, что отменно сработали западные бенефицианты, и плохо сработали тогдашние спецслужбы Кремля (видимо тоже были заняты наживами первоначального капитала). А в Беларуси было всё по-другому. Потому что в Беларуси появился Батька. Такого же атамана не достало Украине. Это и есть вторая и судьбоносная причина отличительного пути развития наших стран. Пойдя по пути к своей Независимости чернобыльским маршем, наши поля бы тоже перепахивали гусеницы танков, а не многокорпусные плуги. Надо чувствовать свою землю, а не хлопать ироничной пропаганде чужих ценностей.
От общих побед до эскалации
У Беларуси и Украины долгая история взаимоотношений. Со времен Крещения Руси полоцкий Всеслав княжил в Киеве, а при ВКЛ победа Альгерда на Синих Водах полностью освободила протоукраинский народ от ордынской зависимости. Присоединив к своим владениям Земли Русские, ВКЛ стало крупнейшим государством Европы того времени.
Битвы и испытания только сближали нас. В едином строю всегда и естественно во время Великой Отечественной. А жители приграничного Полесья, не знающие про все эти исторические перипетии и единой казацкой борьбе против вельможного панства, чувствуют свою родственность. А любые попытки поиска белорусского или украинского корня в полесских гаворках воняют территориальными претензиями. Но мы смогли размежевать границы без споров. Дипломатические отношения после развала СССР Минск наладил с Украиной одной из первых среди всех стран мира.

Украина была вторым по совокупному объёму торговым партнёром Беларуси, в том числе третьим по уровню белорусского экспорта. Для Украины мы являлись пятым по объёму торговым партнёром. Между нашими странами заключено около 200 двусторонних международных договоров. Но эскалация случилась не в 2022 году и даже не в 2020-ом. Годом ранее Украина ввела заградительную пошлину на белорусский цемент, а затем появилась подобная пошлина на газобетонные блоки. В апреле 2020 года, со ссылкой на необходимость препятствовать пандемии, Украина до конца года запретила импорт белорусской электроэнергии. Киловатты коронавируса! Вряд ли ковид передавался с током.
Это говорит об одном: внешние силы пытались рассорить соседние страны, а в регионе готовился полномасштабный конфликт, управляемый мятеж в Беларуси должен был заметно изменит расстановку сил. Но выстояли. И как никто, желаем сохранить свою независимость Украине. Белорусы никогда не жгли украинские деревни, на территории Беларуси никогда не готовили боевиков для заброски в Украину, а про ситуацию с нашими дальнобойщиками даже и говорить не хочется. И сейчас именно Минск желает настоящего мира и суверенитета южной соседке.
Логистика мира
В теориях больших игроков наши территории рассматривают лишь как буфер между цивилизациями. Да и если внимательно присмотреться к истории, то в нашем регионе ни белорусский, ни украинский народ не вели захватнических войн. При последних управленцах Украина начала сама себе стрелять в ногу. Но мы делаем всё, чтобы залечить эту рану. Разобраться в дебрях претензий межу Москвой и Киевом предлагали в тишине Беловежья. Между своими. Но кто-то очень умело затянул конфликт, из которого Россия не может вернуться ни с чем. Это будет не только репутационная потеря, огромное падение геополитического рейтинга. Наш Президент множество раз предлагал и призывал к немедленному перемирию, когда все ещё были живы.

Логистика поиска мира: Трамп — Зеленский. Трамп — Путин. Фон дер Ляйен. И снова. Лукашенко — вот кто должен быть в этом процессе миротворческой фигурой. И тогда Путин встретится с Зеленским. Почему Лукашенко? Не потому, что его корни где-то там под Черниговом закрыты, а у каждого третьего жителя Брестской области родина в Украине. Это тоже аргумент. И может это и есть тот пресловутый аргумент для панславянства. Прародина, уж извините, не леса Мордовии, а Полесье. Сейчас разделённая пограничными столбами и минными полями. Пограничные столбы останутся. А вот минные поля надо убрать. И чтобы в наших интересах было их убрать. Южнее Дивина и Лельчиц должна остаться Украина. Независимая.
«Украина должна существовать как суверенное независимое государство. Мы за то, чтобы война была остановлена сейчас, в противном случае исчезнет это независимое суверенное государство. Мы за это, мы за мир, и в этом плане готовы работать», — позиция Беларуси.
И это вопрос геополитики. Как бы недальновидно не называли Лукашенко агрессором, но именно для нашего национального лидера, и именно потому, что он государствоцентричный Президент — мир в/на Украине — лучший вариант. Путин тоже не против мира на Украине — русского мира. Но и какому главнокомандующего хочется останавливать успешное наступление. А для белорусов мир в Украине нужен не только из-за родственного чувства, но и как залог личного спокойствия. Легче будет даже ВВС и ПВО. Это понятно и на поверхности.
Но есть и глубинная причина. Делёж Украины, словно имущества, создаст новый прецедент в и без того нестабильной мировой политической системе. Это будет похлеще международного беспредела поле краха СССР. И Лукашенко старается уберечь мир от этого напряжения.
Без мира в нашем регионе жди стагнации в континентальной экономике: ЕС — уже штормит, а в России — «охлаждение спроса». Падение европейских доходов вызовет падение спроса на китайские товары, а значит ещё более резкую борьбу за мировые блага. Европу точно ждёт ухудшение жизни. А реакция самих европейцев уже известна — активизация ультраправых движений и новые факельные шествия. Миграционный кризис лишь ускорит рождение неонацизма.

Мир в Украине нужен не только Украине. Но в Будапеште, Анкаре, Варшаве — это не поиск мира, а разделы. Об этом говорят прямо. Киеву при любом удобном случае напоминают про нахождение украинских территорий в различных империях. Поэтому дорога к Независимости для Киева лежит через Минск.
Конечно, кто отрицает Украину как государство и культуру, тот враг единству славян. Надо учиться у оппонентов. Сейчас время империй не территорий, а империй влияния. Британцы после столетий колониализма хорошо освоили, что потакая самостоятельности, легче управлять когнитивным оружием, чем держать в повиновении с помощью дивизий. А мы ведь должны построить, если есть такая цель, союз правды.
Украинское не должно восприниматься как антоним русскому. Украинское — это самостоятельная культура в пантеоне панславянизма. Белорусское, русское, украинское — это как немецкое, голландское, бельгийское, но в одной цивилизационной парадигме. Единство в уважении к уникальному. Только такая философия поможет покончить с конфликтом и жить дальше. Исторические периоды заканчиваются, а народы остаются. Дай Бог, ещё будем встречать друг друга хлебом-солью на чистом рушнике.
Рекомендуем

