Мелиорация 2.0 и БНБК: имиджевый проект и технологический прорыв Беларуси
Выйти из болота было одной из центробежных идей философов белорусской национальной мысли. Классик и законодатель отечественной литературы Якуб Колас ловко и символично вывести белорусов из болота доверил Лобановичу — молодому учителю, главному герою легендарной трилогии «На росстанях».
Прочитывается два значения: буквальное и образное. Из болота-то мы вышли. Но не изо всех вышло оно. Поэтому не все получается, как планируем, выходит не то, на что рассчитывали.
Декабрь — время подводить итоги, обозначать треки на будущее. А как двигаться вперед, если увязли в традиционной трясине лени, неторопливости и неисполнительности? В очередной раз попытку вытянуть на нормальную дорогу предпринял Президент.
БНБК — аббревиатура действий
Об этом уникальном производстве много сказано, но пока еще недостаточно сделано. Эта аббревиатура, например, как название «Великий камень», должна внушать уважение; а такое предприятие, как завод «Белджи», — быть точкой роста экономики и авторитета отечественных компетенций.
БНБК — космос в промышленности. Предприятие — это сразу несколько заводов. Оценить можно только с вертолета. Символическую кнопку запуска год назад нажал Президент. Тогда перед Александром Лукашенко похвалились: уже заработали 100 миллионов долларов и пообещали, что в 23-м доход от продаж увеличат в 13 раз. Немудрено.
«Хочу, чтобы вы понимали: это имиджевый проект. Очень важный технологический проект для нашей страны».
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь
Если кратко и конкретно, то БНБК — новая мировая компетенция Беларуси. Имиджевый проект, по которому судят о возможностях страны. Если без сложных биотехнологических терминов продукция БНБК — это современные корма и витамины для повышения продуктивности в мясо-молочной отрасли и рыбном хозяйстве. Это то, что приносит нам выручку. Но торгово-логистические цепочки как пептиды в аминокислотах, должны быть четко выстроены. Вот чего и не хватает.
Поэтому Первый по факту принял решение. Контролем и надзором займется представитель от государства. Некоторая часть акций БНБК — в госактиве. И благодаря аминокислотам Беларусь будет на языке.
Факты:
- Старт строительству БНБК дан в марте 2019 года, а уже со второго полугодия 2020 года в режиме опытно-промышленной эксплуатации начался запуск зернохранилища, комбикормовых и заводов по производству премиксов, в конце 2021‑го — по производству аминокислот.
- 31 октября 2021 года в режиме опытно-промышленной эксплуатации был произведен первый лизин сульфат в Беларуси, 8 ноября — первый пшеничный глютен, а 21 декабря 2021 года — первый треонин.
- Строительство всех объектов БНБК было завершено в июне 2022 года, а 4 ноября Александр Лукашенко осуществил официальный запуск всех производств предприятия.
Кстати, белорусские возможности Президент распиарил от Тихого до Атлантического океанов. Главное теперь — не подвести Первого и не подорвать авторитет страны. Но мы слишком привыкли к тому, что Лукашенко все решит. Зачастую к выполнению задач подходим спустя рукава. Многие так и не ощутили, поэтому не поняли — нас бомбят санкциями. Против нас идет война экономическая, а предстоит еще жесткая драка за новые рынки сбыта. Для этого продукция должна быть качественной и конкурентоспособной. Да и вообще должна быть.
С молоком — «в десяточку», с мелиорацией — «в молоко»
Беларусь — среди мировых экспортеров продовольствия. А с молоком вообще попали «в десяточку». Далеко не везде, но отрасль становится роботизированной. Только труд — другого пути к успеху у экспортно ориентированной экономики, не избалованной углеводородами, нет.
Наш внутренний капитал — земля. Улучшить подходы к ее использованию — значит, увеличить урожаи, в итоге — удои или привесы, а значит — общегосударственную прибыль. Дерзайте. Только для этого надо новые земли вовлекать в севооборот, а среди распаханных каждый третий гектар — мелиорирован.
Люди на болоте. Не только про героев шедевра Мележа. Это еще и про аграриев. Из-за сырой и зыбкой почвы сложно провести посевную, вымочки мешают вовремя убрать урожай. Единственный выход — мелиорация. Ее провели в советские времена.
Требование Президента — провести капитальный ремонт этих сетей. Апгрейдить советское наследие. Сколько раз сказано (в каждой области), сколько для этого выделено денег! А воз и ныне там.
Как мы будем дальше покорять мировой рынок своими сырами, как зарабатывать новые миллиарды, если не можем решить заржавелую проблему в АПК — приписки и безынициативность? Вот и получается: с молоком попали «в десяточку», с мелиорацией — «в молоко».
Президент основательно «пропахал» тему мелиорации. Почти в каждом районе есть свое предприятие ПМС. И они привыкли работать по старинке. Обрезать заросли вдоль каналов, рубить ветки. А новую эпопею — мелиорация 2.0 — расценили как возможность очередного транша бюджетных вливаний. В общем, что называется, решили плыть по течению.
«Нет!» — твердо и конкретно сказал Первый. Деньги — на мелиорацию. А культуротехника — своими силами. Тем более сорить такими средствами — это преступление. Средства могли бы пойти и на медицину, и на детские сады. А их зарывают в землю, чтобы затем получить отдачу.
А то привыкли деньги осваивать. Деньги надо вкладывать! Инвестировать в свои проекты и активы. Мелиорированные земли и есть такой актив. Теперь глагол «осваивать» в сочетании с существительным «деньги» в стране — идеологическая ошибка. Президент дал четкий посыл.
Белорусы, берегите «Беларусов»
Еще одна болезненная тема — бездушное отношение к технике. Это же не просто железо, это дорогостоящий товар. Почему-то у фермера белорусского или американского трактор работает 20 лет, а на производстве списывают и за шесть-семь. Белорусы должны научиться бережнее относиться к «Беларусам». Так, по отношению к мелиоративной технике. Не спешите списывать на металлолом, продлите жизнь. Тем более такие сервисные санатории для машин уже открыты. Ремонт в два-три раза дешевле, чем покупка нового агрегата.
Похоже, Президенту надоело в последние два-три года убеждать мелиораторов. Экзамен ждет в апреле. Старую технику восстановить, необходимые агрегаты — создать. Деньги уже под это выделяли. Липовые отчеты не помогут. Ответственность вплоть до уголовной.
Ход совещания уже обсуждает блогосфера. В соцсетях пошутили: от мелиораторов мокрого места не осталось. Но жесткие требования Президента оправданы. Компания по реконструкции мелиоративных систем — такой же знаковый проект, как, например, создание агрогородков. Тогда спасли село, сейчас возвращаем к жизни пахотные земли. Засуха, войны — спрос на продовольствие будет только расти. А неужели нам не по зубам выйти из болота безразличия и расхлябанности?
Понятно, критике подверглись лица в правительстве, губернаторы, но ведь в трясину-то погружаются именно на местах. Те же люди, ради которых все и стараемся. Таким отношением можно подмочить репутацию и себе, и стране.
Что ж, начну, с чего начал. Из болота-то мы вышли. Но вот не изо всех нас вышло болото. Крепко засосала трясина управленческой апатии. Ничего, мелиорация дойдет до самых глухих мест.