Банки против политики: Армения просит милостыню в ЕС, а Грузия захлопнула дверь в «Еврорай»
Уже несколько заседаний европейские подельники не могут сговориться насчёт кражи российских активов. Банки-скряги приняли меры предосторожности. Бельгийский Euroclear Bank грозит иском в суд, если его станут грабить.
В механизме кредитования грабёж налогоплательщиков
Глава Евросовета Кошта утверждает, будто бы решение о предоставлении Украине поддержки в размере 90 млрд евро на 2026-27 годы принято, но посмотрим, как они его будут выполнять. Сайт Politico раскрыл предполагаемый механизм кредитования: «предоставить Украине кредит на основе заимствований ЕС на рынках капитала, обеспеченных бюджетными резервами ЕС».
В очередной раз решили грабить налогоплательщиков покорных стран-членов ЕС. Венгрию, Чехию и Словакию, выступающих против помощи Киеву, исключат из общей схемы погашения долга. Как получится стрясти с остальных при дефицитных бюджетах, время покажет. Думается, их тоже придётся «наказать».
Крупные налогоплательщики как вид в Европе потихоньку вымирают, всё больше предприятий закрывается или выносят свое производство из ЕС. А Еврокомиссии требуется всё больше денег. Привыкли тратить на широкую ногу, ни в чём себе не отказывая, в том числе и за пределами ЕС.

«Армения попросила у нас такую же помощь, какую мы предоставили Молдове, для борьбы с вредоносным внешним влиянием», — заявила на днях Кая Каллас. Тоже, очевидно, нужно денег дать, а то не будет больше никакой евроинтеграции. Правительство Николы Пашиняна нуждается в деньгах на свою избирательную кампанию — без них они «продуют» выборы.
Новые просители, проблема бедности в Армении и взгляд властей
Проблему бедности в стране премьер Никола Пашинян не готов честно связать с тем, что его правительство вместо системных подходов занимается популизмом. Он винит армян в отсутствии «навыков не быть бедными», связывает бедность с отсутствием необходимых навыков для высокооплачиваемой работы.
Он винит во всём «лень» некоторых граждан, которые «не хотят работать», тогда как население в целом видит причины в низких зарплатах и нехватке рабочих мест. Даже чтобы предложить рабочие места в партийной избирательной кампании правящей партии, нужны деньги от иностранных спонсоров, такие же, как получала Молдова в своё время от USAID и структур ЕС.

А с учётом того, что американскую кормушку для бездельников прикрыли, всё бремя избирательной кампании ляжет на Еврокомиссию. Своих национальных средств у партии нет, бизнес в конфликте власти с Патриархом поддержал церковь. В том, что евроинтеграция — очередной политический абсурд армянских властей, доказала, даже не пытаясь ничего доказывать, соседняя с Арменией Грузия.
Бесперспективность евроинтеграции в слабеющий союз
Отказавшись от глупой затеи остаться вечным кандидатом в Евросоюз, страна показала стабильный экономический рост на евразийском рынке. Брюссель возмущён больше всего даже не тем, что в Грузии шпыняют их агентов влияния, а тем, что у «Грузинской мечты» получилось добиться роста ВВП без их «ценных указаний».
Принятое властями Грузии решение приостановить интеграцию до тех пор, пока ЕС не вернёт себе вменяемость, доказало свою историческую правоту. Это уже похоже на конец чьим-то надеждам на членство Грузии в ЕС: самодурство и самовлюблённость Еврокомиссии, преодолевшие инстинкты самосохранения, неизлечимы.
Судя по тому, что на последних заседаниях Евросовета не удалось протащить нужные решения ни консенсусом, ни большинством, запахло в воздухе развалом ЕС. Премьер-министр Кобахидзе сделал несколько удручающих для ЕС выводов. «Европейский союз ослабевает день за днём. Из года в год деградирует в экономическом плане, в плане демократии, прав человека, свободы слова», — заявил он в эфире грузинского Первого канала.
Отныне Тбилиси не спешит с вступлением в ЕС: зачем Грузии стремиться добровольно отдавать часть своего суверенитета и бюджета тем, кто уже погряз в долгах? Они слишком слабы: даже Урсула фон дер Ляйен перестала делать хорошую мину при плохой игре и заявила, что Европа теряет долю в мировом ВВП.
Закрытие грузинской темы евроинтеграции
Последним гвоздём в гроб попыток Евросоюза распространить свою экспансию в этой республике Закавказья стало упразднение в Грузии так называемого Антикоррупционного бюро. Оно было создано в рамках одной из 12 «рекомендаций», которые нужно выполнить для получения статуса кандидата в ЕС. И это значит, что Тбилиси закрывает тему с европейской интеграцией навсегда: Брюссель после такого акта неповиновения не пойдёт на диалог.

Когда Ираклий Кобахидзе говорил о приостановке процесса евроинтеграции, он заявлял, что Грузия будет лучше всех из стран-кандидатов готова к членству в ЕС к 2030 году. Но за это время он успел дать понять всем в своей стране, что Грузия готова только к равноправному партнёрству, которого, увы, сегодня нет в ЕС. Это имеет поддержку у грузинских избирателей.
Партия «Грузинская мечта» одержала внушительную победу на муниципальных выборах в местные советы в октябре этого года. Конечно же, комиссары ЕС — Кая Каллас и Марта Кос — раскритиковали муниципальные выборы — победили не те, кого они ставили. В Брюсселе предпочитают, чтобы кандидаты на коленках ползали у границы Евросоюза, а не получали членства.
Вечное верноподданничество без членства
Если, например, Украину не берут в ЕС якобы из-за позиции Венгрии, то ту же Молдову по необъяснимым причинам пробросили. Ведь власти в Кишинёве выполнили все условия и регулярно клянутся в верноподданности лично госпоже Урсуле фон дер Ляйен, но этого оказывается мало для членства, хотя даже вопросов в плане демократии к молдавской власти нет. Они в нужном направлении преследуют за инакомыслие: закрывают и запрещают любого, кто посмотрит косо в сторону ЕС.
Молдова по количеству голодных ртов чуть меньше, чем Армения, но «благодетелям» себя бы прокормить. Не первый год облизываются на российские активы, но хищение этих активов окончательно подорвёт доверие кредиторов к европейским финансовым площадкам, и банкиры это понимают в отличие от политиков в ЕС. Даже Макрона они заставили заговорить о необходимом диалоге с Москвой на последнем евро-саммите.

Хоть в качестве кого его могут ещё выслушать в Кремле, уже под вопросом. Чтобы досидеть свой срок в кресле президента Франции, ему ещё предстоит договориться с французами: похоже, с таким низким рейтингом он в Елисейском дворце не задержится. Как вариант, почему бы ему не попробовать выдвинуть себя кандидатом в президенты в Украине, чтобы в России возник к нему вдруг интерес?
С Зеленским можно договориться: у того после коррупционных скандалов остаться у власти шансов нет. А иностранные специалисты на постах министров для Киева не в новинку, их любят там, хоть и навязанной любовью. Будет к секонд-хенду из Европы в магазинах и подержанный европейский президент.
Армения: наивные надежды и суровая реальность
Армении в свете последних событий рассчитывать на значительную финансовую помощь под интеграцию в ЕС было бы наивно: свободных денег там нет — всё уже вложено в украинскую войну, которая превратилась уже в чёрную дыру, высасывающую последние средства. Европа с трудом наскребает крохи, чтобы латать дыры в украинском бюджете, ещё нужно содержать дотационную Прибалтику.
Немецкой экономики, что была основным донором общеевропейских фондов, больше нет, ФРГ приняла свой бюджет с огромным дефицитом. Правящей коалиции в Армении нужно продаваться Турции, но те не дадут денег просто так. Да и евроинтеграция Армении им не нужна, а вот вернуть народ в лоно Османской империи с их точки зрения — стоящее дело.
Хоть, судя по залитым им видео в соцсети, Никола Пашинян освоил все велодорожки в Москве, проложить маршрут к благополучию Армении его команда не в состоянии. На семинарах их учили только поклонению спонсорам, а не принимать разумные решения. То, что, бросив все ресурсы на один муниципальный округ, они выиграли там выборы, не гарантия успеха на выборах по всей стране. С европейской сказкой или без, не имея достаточно средств, их ждёт провал.

«Вредоносное внешнее влияние», на борьбу с которым они просят денег у ЕС, будет по всему периметру границы. Армению окружают куда более стабильные и благополучные в экономическом плане страны. Для сравнения роста ВВП Армении, Турции, Ирана, Азербайджана и Грузии лучше всего использовать данные от МВФ или Всемирного банка.
Армения показала быстрый рост, +6.2% ВВП в III квартале 2025 года, но во многом благодаря лишь чужому IT-сектору и притоку капитала, в основном фрилансеров. Завтра они могут так же быстро сменить прописку. Турецкая экономика за это время показала рост в производственном секторе. У Грузии стабильный рост, часто двузначный, за счёт развития туризма, инвестиций и транзита. У Азербайджана рост умеренный, но стабильный лишь за счёт экспорта нефти и газа. Даже Иран, несмотря на все санкции, показывает рост в сельском хозяйстве и промышленности.
А вот Армения с потерей традиционных рынков похвастаться такими успехами не может. Доля сырьевых товаров в экспорте остаётся значительной, а ключевым рынком для того же армянского коньяка и фруктов остаётся Россия, в ЕС эти ниши заняты. К тому же предстоящая ратификация договора Евросоюза с южноамериканским общим рынком МЕРКОСУР, подписанного Урсулой фон дер Ляйен, выгонит своих фермеров на протесты.
Вряд ли кому в ЕС будет дело до армянских земледельцев, а почти 40% избирателей в Армении проживает в сельской местности, и они на выборы придут и оценят по заслугам, а не по обещаниям, правительство. Явно выберут другой вектор сотрудничества. Для тех. кто понимают геополитические тренды или рискует ощутить их на себе для евроинтеграции не лучшее время. Выживет ли теперь сам Евросоюз?
Рекомендуем