Белорусский штурвал в надежных руках: авто, электротранспорт и мечта о своем пассажирском самолете
«Без Батьки бульбу перебрать не могут» — это было бы так смешно, если бы не было грустно. Во всем и всё на плечах Президента. Понятно, многие выкладываются, много сделано всеми нами. Но… часто без Батьки не только с бульбой не могут справиться, даже «булочку разрезать». Ведь и патриоты есть, и профессионалов полно, и государственников хватает. Но без Первого мы дорогу не осилим. Так привыкли, так удобно, так легче.
Фастфуд политического глобализма
Глава государства закрывает самые важные, сложные и противоречивые гештальты. Один из них работа с иностранным капиталом. Для заграничного бизнеса страну мы открыли давно. Но… не как торт: мол, режьте на куски. Нет. Есть правила. Интересы народа выше заискиваний перед международным бизнесом. Формула работы в стране прозрачная и понятная: плати налоги и вкладывай в социалку. В нашей стране есть огромные преимущества для бизнеса — непримиримая антикоррупционная политика и предсказуемость. Та самая пресловутая стабильность.
Признак суверенитета — это еще и экономическая политика без оглядки на интересы транскорпораций и глобальных брендов. В центре принятия решений — государство и белорусский народ. Западные политики свою политическую волю хотели навязать, в том числе через экономическое давление — санкции, а тот же западный бизнес пытался отвязанно вести себя на нашем рынке. И первое, и второе — характерно для многих других стран, в Беларуси не выйдет.
Как только начался отток иностранного капитала из-за политического заказа, мы ответили. По-белорусски, по справедливости, в интересах страны. В целях борьбы с недобросовестным бизнесом и санкциями было принято решение: 25 процентов от доходов за продажу имущества иностранные компании платят в бюджет. Тогда и уходи. Некоторые ушли, громко хлопнув дверью. Они бренды. Глобального значения. Но не учли одного: Беларусь не под «пугой» глобалистов.
Экономика постоянно доказывает свою эффективность, а система нашего производства — самодостаточность. Санкциями не уничтожили, не купились на трюки и идеологию рынка заморского фастфуда. Ситуация с ресторанами быстрого питания — символичная и показательная. Уже в этом фрагменте речи Первого понятна наша суверенная позиция, даже смелая:
«Но это же «Макдональдс»… Разве кто-то сможет потом работать так, как «Макдональдс» в Беларуси» — главный был лозунг. И пошли ко мне ходоки: «Мы не сможем… Булочку там пополам разрезать и впихнуть туда колбасу или мясо не можем, картошка фри — и это мы не можем. Ничего не можем. Картошка — ну мы же бульбаши. Булочку эту испечь — в нашем детстве этих булочек хватало, мы покупали за несколько копеек, и вкусно было и нормально. Разрезать булочку пополам, впихнуть мясо, картошку или салат туда не можем? Думаю, дай-ка я проверю, можем мы или не можем».
А теперь копнем глубже. В Беларусь «мак» пришел в самые голодные годы. Мы словно папуасы с открытым ртом и голодным желудком смотрели на эту витрину заморской жизни и культуры. И даже когда насытились, фастфуд был «в тренде». Обязательным элементом даже школьных экскурсий в столицу было посещение ресторанов по американским стандартам. Мак стал не просто местом встречи, а элементом культуры городского пространства, символом ментальной экспансии, элементом победы глобализма.
Ни тебе здорового питания для организма, ни тебе правильных ориентиров для разума. Уход бренда оголил две проблемы. Во-первых, тотальную манию к западной культуре, часть белорусов восприняла это очень болезненно. У нас что, еды своей нет, или гордости? Мы забыли, что потомки победителей? Второе, заражение вирусом преклонения перед Западом и неверия в себя.
Как раз «Макдональдс» и был одним из элементов экспансии. А его уход стал весьма символичным. Наше пространство отмывается от зависимости западного образа жизни. Речь ведь не только про культурную национализацию мировой сети ресторанов быстрого питания. Речь про то, что хозяева на родной земле — мы. Так есть, так и будет. Правда, Президент вынужден постоянно об этом напоминать, причем, сталкиваясь со скептицизмом.
Не верили в то, что «булочку разрезать» сможем. А в создание отечественной машины? Это была мечта Первого. Теперь это реальность. Завод работает, склад забит, спрос растет.
Свой легковой есть! Едем дальше
Из зябкой трясины сырьевого придатка «крэсаў усходніх» и из послевоенных землянок на широкие проспекты наш страну вытянула индустриализация. Словно крылья аиста, плечи белорусам расправило машиностроение. Это компетенции, научная школа, экономика. Наконец — работа, а значит, и жилье. Но заводскому долгожительству, как и всему машиностроению, мог прийти конец, а следом и стране. Со скрежетом на весь мир разваливался огромный Союз и тесные кооперационные связи. Конвейеры остановились, жизнь замерла. Это было время бандитов морозовцев и спекулянтов. В регионах цеха покрывались инеем, а в Минске искрило. Белорусов убеждали: заводы надо приватизировать, сферу услуг — насадить. Индустриальное государство превращали в рыночную периферию, в территорию дешевой рабочей силы и площадку для импорта.
Зерноуборочные комбайны, троллейбусы, тягачи МЗКТ. Было много скептиков: не потянем. Но рулить процессом стал Президент. Потянули. Хватало и испытаний: то путь на рынки других стран становился узким, то поставки комплектующих недружественные конкуренты останавливали. Но конвейер белорусского машиностроения движется. Нам даже удалось объехать яму, в которую угодили российские машиностроители — мы не отдали свой рынок западным концернам. Мы создали автомобиль с более надежными и предсказуемыми китайскими партнерами.
В том, что на наш рынок пришла известная автомобильная корпорация, личная заслуга Президента. Только благодаря тесным контактам Первого с большим Си Китай поделился с нами своими компетенциями. Первые некулуарные заявления прозвучали в 2015-м. Это была мечта Президента, создать свой народный автомобиль. Завистники и недоброжелатели кричали: бред! Наслаждайтесь. Бренд «Белджи».
Есть чем гордиться. Но почивать на лаврах рановато. Во-первых, спрос превышает предложение. Второе — локализация. Запчасти у нас пока импортные. И последнее, которое становится первым. Новый маяк — электротранспорт. «Витовт» покоряет города России. Уверенно разворачивается на отечественных маршрутах. Перевести весь городской транспорт на электричество не перспектива, а задача. Своя АЭС есть, а когда появится еще и свой электрокар, тогда мы создадим систему новых технологических компетенций. Но пока у Главы государства попросили поддержки — льготного кредитования для населения. Будет. Главное, чтобы сами производители, не сбавляя обороты, относились к нашему авто качественно.
Хотя разве белорусы готовы останавливаться?! У Первого есть еще одна президентская мечта. Свой пассажирский самолет. Небо покоряется тем, кто дерзает о нем мечтать. Главное — штурвал в надежных руках. Его Первому в прошлом году подарили белорусские авиаторы, а еще раньше — белорусский народ.