Меню

Летчик стал Героем, стрелок — полным кавалером Ордена Славы. История экипажа штурмовика Ил-2

Опыт Великой Отечественной войны показал, что лучшим самолетом для огневой поддержки наших наземных войск был штурмовик Ил-2, его значение и роль на поле боя трудно переоценить. Ил-2 представлял одну из самых больших опасностей для вражеских сил и техники на земле, а его двухместный вариант, когда в экипаже появился воздушный стрелок- радист, прикрывающий заднюю полусферу, то его экипаж мог успешно противостоять немецким истребителям, более того, часто их и сбивать.

Это был самолет, специально созданный для поля боя, плотного взаимодействия с наземными частями. И если в начале войны штурмовики действовали в основном парами или мелкими группами по 4-6 самолетов, то начиная с 1943 года стали применяться их массированные удары, более крупными группами до 20-30 и даже до 50 самолетов. Участвуя в нанесении штурмовых ударов по укрепленным узлам сопротивления противника, огневым точкам, артиллерийским батареям, скоплениям танков и пехоты, не оставляли летчики- штурмовики без своего «внимания» и железнодорожные эшелоны врага, его аэродромы, а также множество других важных целей на переднем крае и в глубине его обороны.

Советские штурмовики Ил-2 из 4-й воздушной армии в небе над Берлином, фото: waralbum.ru

И наши летные экипажи штурмовых авиационных полков, вооруженных самолетами Ил-2, эффективно применяли их возможности, покрыв себя славой. В их числе и 566-й Краснознаменный штурмовой авиационный Солнечногорский ордена Кутузова полк, за время боевой работы в Великую Отечественную войну совершивший 5761 боевой вылет и уничтоживший:

  • 485 танков и самоходных артиллерийских установок;
  • 3550 автомобилей с грузами;
  • 194 железнодорожных вагона и цистерны;
  • 134 самолета;
  • до 10 полков живой силы;
  • 57 складов с горючим и боеприпасами;
  • 118 блиндажей и ДЗОТов;
  • 72 артиллерийских батареи;
  • 395 минометных батарей;
  • 188 батарей зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии.

335 летчиков, воздушных стрелков-радистов и наземных авиационных специалистов 566-го штурмового авиационного полка были удостоены наград Родины, из них 13 человек стали Героями Советского Союза, один — полным кавалером ордена Славы.

Об одном из героических экипажей 566-го штурмового авиационного полка, в котором летчик и воздушный стрелок-радист совершили вместе 186 успешных боевых вылетов, и будет сегодняшнее повествование. 

Командир экипажа летчик Лев Обелов

За короткое время после становления в боевой строй 566-го штурмового авиационного полка лейтенант Лев Обелов стал не только опытным летчиком-штурмовиком, но и умелым воздушным разведчиком, и частенько ему приходилось выполнять именно полеты с целью разведки и фотографирования переднего края противника. Так, в период подготовки наступательной операции на Нарвском направлении, лейтенант Обелов выполнил шесть полетов на малой и сверхмалой высоте и детально вскрыл оборону врага, что дало возможность нашим войскам успешно овладеть городом и крепостью Нарвой.

26 февраля 1944 года Лев Обелов участвовал в массированном налете 12 экипажей на аэродром противника в районе города Тарту, когда благодаря слаженным действиям наших летчиков было сожжено 22 немецких самолета.

Главным условием столь успешного налета по аэродрому врага оказалась внезапность. Командир группы решил зайти на цель не с востока, где самолеты были четко видны на фоне светлого неба, а с запада, с темной стороны горизонта. Первая шестерка «илов» в пологом пикировании начала яростную штурмовку, и шквал огня обрушился на фашистские самолеты. Появились густые клубы дыма от горящих машин, а за первой шестеркой устремилась в атаку вторая, и снова застрочили пулеметы, заухали пушки и полетели бомбы на фашистский аэродром. Только теперь зенитная артиллерия гитлеровцев открыла огонь. Рядом со штурмовиками появились шапки разрывов. Их становилось все больше и больше, но они уже не могли остановить стремительный натиск наших летчиков. В воздухе появились вражеские истребители, но как только пара мессершмиттов прорвалась к нашим Ил-2 и атаковала их, воздушные стрелки штурмовиков немедленно открыли ответный заградительный огонь.

Особенно активно действовал экипаж лейтенанта Обелова, в котором воздушный стрелок-радист умело отбивал атаки вражеских истребителей, а летчик плотно и результативно работал по земле.

Или вот еще один боевой эпизод из боевой биографии летчика-штурмовика Льва Обелова. После отхода от цели наши «илы» были настигнуты немецкими истребителями, которые, используя многократное численное превосходство, ринулись в атаку. Они стремились сбить прежде всего машину ведущего группы, а им был Лев Обелов, и им удалось повредить его самолет: снаряд попал в водяной радиатор, расположенный под ногами пилота, и кипяток стал заливать кабину. Нестерпимо жгло ноги, руки и лицо, пар мешал нашему летчику следить за обстановкой воздушного боя, но Обелов терпел, надеясь только на то, чтобы вода не ушла совсем из системы и двигатель не заклинило.

И все же мотор перегрелся, перестал тянуть самолет с нужной скоростью. «Из-за меня могут сбить и других! — подумал Обелов и отдал приказ: — Всем немедленно уходить!»

Но группа не бросила командира, шла над ним «змейкой», не подпуская к нему вражеских летчиков. Так, отбиваясь от наседавших фашистов, они летели до линии фронта под непрерывным огнем минут двадцать, а казалось — целую вечность. После приземления Обелов, обожженный, едва живой от напряжения сил и воли, вылез из кабины и хрипло сказал своим товарищам: «Спасибо, друзья!»

В его боевой биографии много полетов связано, как уже упоминалось, с ведением воздушной разведки. Так, во время боев на Карельском направлении Льву Обелову была поставлена задача произвести разведку Кексгольмской железной дороги в районе линии Маннергейма. Под сильным огнем вражеских зениток он вышел на цель, произвел фотосъемку и доставил отснятый материал командованию. По результатам этого полета нашей авиацией были нанесены точные бомбовые удары.

Сам Лев Обелов, уже после войны, вот как рассказывал корреспонденту о подобных ответственных заданиях:

«Мне пришлось сделать около 50 вылетов на разведку войск и коммуникаций противника с фотографированием переднего края, второго и третьего эшелона обороны врага, шоссейных и железных дорог, по которым перебрасывались к переднему краю войска и техника фашистов. Обычно в полете меня сопровождали шесть штурмовиков и шесть истребителей. Как правило, фотографирование производилось с высоты 400–600 метров. При этом, несмотря на огонь противника, попадание в самолет вражеских снарядов и пуль, я обязан был строго выдерживать заданный курс, скорость и высоту. Нельзя было производить необходимые маневры, так как пришлось бы изменить заданный режим полета, что привело бы к невыполнению задания по фотографированию».

Целый ряд боевых наград сверкали на гимнастерке командира авиационной эскадрильи 566-го штурмового авиационного полка (на групповом фото Л. Обелов второй справа ), но главная награда ждала Льва весной победного 1945 года.

К середине февраля 1945 года старший лейтенант Обелов совершил 145 боевых вылетов на разведку и штурмовку укреплений, аэродромов, железнодорожных станций, войск противника, в результате которых уничтожил 19 танков и бронемашин, почти шестьдесят автомобилей, три самолета, шесть складов боеприпасов и горючего, несколько десятков артиллерийских и зенитных батарей.

И за отличное выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество, отвагу и героизм командиру эскадрильи 566-го штурмового авиационного полка старшему лейтенанту Льву Васильевичу Обелову было присвоено звание Героя Советского Союза. И это в 22 года! 

А сам Лев Обелов всегда говорил, что успехов добивался благодаря надежности прикрытия самолета огнем боевого друга, воздушного стрелка-радиста Николая Касьянова.

Об этом же и воспоминания Тамары Константиновой, Героя Советского Союза, летчика-штурмовика того же 566-го шап:

«Атаковали неожиданно, дерзко. Аэродром, расположенный на небольшой возвышенности, увидели издали, перед ним поднялись горкой, будто из-под земли выскочили, и сразу пошли над стоянками. Сбросили бомбы, развернулись для второго захода. Следуя обратным курсом, обстреляли стоянки эрэсами, затем из пушек и пулеметов.

Немцы открыли зенитный огонь лишь после второго захода, когда летчики взяли курс на свою территорию. Опоздали, вреда, естественно, не причинили. Но группу настигли фашистские истребители, взлетевшие с соседнего аэродрома. наши истребители прикрытия не допустили их к штурмовикам, отсекли, однако самолет замыкающего, лейтенанта Обелова, они все же атаковали. Но ничего, выкрутился…

Лев Обелов — один из лучших летчиков части, отчаянный штурмовик, смелый и хитрый разведчик. Он и замыкающим шел потому, что кроме штурмовки, имел задачу сфотографировать результаты удара. Когда немцы атаковали его, он маневрировал, уходил от прицельных очередей и давал возможность стрелку отбиваться. Стрелок Николай Касьянов, отражая атаки фашистов, сбил в том бою два «мессершмитта», остальные поубавили пыл и больше не подходили».

Продолжение следует.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59