Какие меры принимаются в борьбе с коррупцией? Рассказали в Минской транспортной прокуратуре
На разных этапах общественного развития одним из самых пагубных явлений выступает коррупция. Злоупотребление властью для получения выгоды в личных целях сопровождает человечество с древнейших времен и остается в числе актуальных проблем настоящего времени.
Коррупция не только причиняет прямой материальный ущерб, снижает экономические возможности государства, но и подрывает принцип социальной справедливости, способствует росту напряженности в обществе.
В Республике Беларусь создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.
Правовые основы антикоррупционной деятельности в нашей стране содержатся в Конституции Республики Беларусь, регламентирующей наиболее важные общественные отношения.
На реализацию норм Конституции и международно-правовых актов направлен Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией», в котором:
- установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц;
- регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов;
- содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля (в том числе общественного) и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.
Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее — УК) и иными актами законодательства.
Прокуроры страны активно реализуют предоставленные полномочия в сфере борьбы с коррупцией, в том числе координируют работу всех правоохранительных органов, надзирают за расследованием уголовных дел, поддерживают государственное обвинение в суде, участвуют в нормотворчестве.
В ходе прокурорских проверок среди правонарушений, создающих условия для коррупции, наиболее часто выявляют нарушения порядка проведения конкурсов и аукционов; непринятие руководителем организации мер по борьбе с коррупцией; неподписание должностным лицом обязательства по соблюдению установленных ограничений; недостоверное отражение в госстатотчетности сведений об объеме выполненных работ, внесение заведомо ложных сведений в официальные документы при отсутствии состава преступления, предусмотренного ст.427 УК; неправомерное предпочтение должностным лицом при подготовке и принятии решений интересов физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий, содействие в их предоставлении.
Так, по итогам проведенных в 2024 году проверок исполнения указанного законодательства Минской транспортной прокуратурой в государственным организациям вынесено 3 предписания, 3 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, 2 лица — к административной ответственности.
Вместе с тем, хочется отметить, что противодействие коррупции — задача не только органов прокуратуры, но и иных государственных органов, организаций независимо от формы собственности. Важное место в работе по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, формированию у граждан правовой культуры отводится печатным и электронным СМИ.
— Борьба с коррупцией — общая цель для всех, — отметили в Минской транспортной прокуратуре.