Кассовый чек как гарантия защиты прав пассажира при поездке в такси
Поездки на такси — современная реальность. Что должен выдать водитель пассажиру, в каких случаях и что делать, если не выдали никаких документов.
В случае заказа автомобиля-такси и оплаты услуги по перевозке пассажиров в безналичном порядке (с использованием реквизитов банковских платежных карточек) посредством электронной информационной системы у водителя отсутствует обязанность выдавать платежные документы (чеки).
В случае приема денежных средств, за оказанную услугу, водитель обязан выдать пассажиру платежный документ (чек).
Если в такси отсутствует или не включены программная касса для автомобиля-такси или совмещенный с таксометром кассовый суммирующий аппарат (далее — кассовое оборудование), то пассажир не сможет получить ЧЕК, подтверждающий факт оказания услуги, и может столкнуться с необходимостью доказывания факта оказания услуги.
Министерство по налогам и сборам рекомендует пассажиру при посадке в автомобиль-такси попросить водителя продемонстрировать наличие и включение кассового оборудования, а получив чек пассажир понимает, что его деньги не сокрыты от налогообложения, а ему самому упрощается защита своих прав при наступлении страхового случая.
- В соответствии с абзацем 10 части 1 статьи 28 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», абзацем 9 пункта 169 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» пассажир автомобиля-такси вправе отказаться от оплаты поездки в случае оказания услуги по перевозке с неисправным, выключенным (заблокированным) кассовым оборудованием.
- В случае возникновения конфликтной ситуации и наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью пассажиру рекомендуется осуществить бесплатный звонок по короткому номеру 102 и сообщить о противоправном поведении водителя автомобиля-такси.
Осуществляя поездку в такси пассажир может убедиться в добросовестности автомобильного перевозчика, нахождении водителя и автомобиля в «Реестре автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» (далее — Реестр) пройдя по ссылке: https://reestr.mtkrbti.by.
При наличии следующих ситуаций:
- отсутствие информации о перевозчике, водителе, автомобиле в Реестре;
- не включение, неисправность кассового оборудования;
- невыдача чека;
- несоответствие размеров произведенной оплаты стоимости указанной в чеке поездки;
- отсутствие в чеке предусмотренных реквизитов (наименование автомобильного перевозчика, УНП, государственный номер автомобиля, дата и время начала и окончания услуги, общая стоимость услуг, уникальный идентификатор (24 буквенно-цифровых символа и QR-код), иная информация).
Министерство по налогам и сборам просит направить информацию посредством системы «обращения.бел» либо совершить звонок в телефонную справочную систему налоговых органов «Контакт — центр».
Доступ к «Контакт — центру» налоговых органов организован по единому телефонному номеру 189 для всех операторов связи, либо по номеру 8 (017) 229 79 79. Сообщив о совершенном (совершаемом) правонарушении Вы защищаете свои права и помогаете государству защитить добросовестных перевозчиков пассажиров автомобилями-такси посредством обеспечения равных условий ведения бизнеса!