Уникальный обряд «Тянуть Коляду на дуба» провели под Березино, чтобы зарядить поля на большой урожай
Новины — одна из немногих деревень, которая сохранила традицию. Причем дата не меняется: в мороз и оттепель, в будние и выходные. Вот и сегодня в бесснежный день 21 января работники СДК, участники взрослого и детского фольклорных коллективов и гости шли в соседнюю Мартияновку. Там стоит дуб, с которого ежегодно сбрасывают старый сноп пшеницы и затягивают новый — на хороший урожай, крепкие семьи и рождение детей.
В 2011 году обряд «Тянуть Коляду на дуба» деревни Новины Березинского района был внесен в Cписок нематериального историко-культурного наследия Беларуси.
Местный бренд
Согласно классическому варианту, Святки заканчиваются в Крещенский сочельник (с 18 на 19 января) — это последний срок для гаданий. Но в ряде случаев гулянья длились и дольше. Вот и обряд «Тянуть Коляду на дуба» — своего рода завершение праздничного колядного сезона, проводится 21 января. Когда-то он был широко распространен в Беларуси, в наши дни частично сохранился на востоке Минской области и западе Могилевщины, а в полном объеме — только в деревне Новины Березинского района, где местный работник культуры восстановил его в 1998 году по воспоминаниям старожилов. Сделала это доброе дело руководитель народного семейного ансамбля «Радзіна» Нина Климович:
— Традиция эта очень древняя, раньше была в каждой деревне, а потом забыли. В Новинах всегда тянули на дуб первый сжатый сноп и деревянное колесо или борону, чтобы прилетали аисты. 28 лет назад решили возродить обряд, для этого расспрашивали местных старожилов, которые еще помнили его.
Обряд в Новинах восстановили так успешно, что сейчас это настоящий, культурный бренд района, который особо берегут два местных фольклорных коллектива — взрослый «Радзіна» и детский «Валошкі».
Обряд начинается с веселья
21 января деревня, несмотря на будний день, оживает. Малышня в национальных костюмах вовсю веселится, взрослые носят в здание СДК блюда на праздничный стол. Среди последних — кутья, оладьи, сало, кисель, соленые огурцы. Внутри помещения суетятся танцоры и музыканты. Кто натягивает народные костюмы, кто играет на инструментах. Здесь уже и первые зрители, которые пускаются в пляс. А во дворе ждет начала праздника кобылка Барби. Она в обряде участвует уже третий год. А приезжает в Новины из соседней деревни Микуличи.
Ой, нагрешила-нагрешила
А еще утром женщины готовят кутью, которой наполняют небольшой чугунок.
— По традиции, каждая хозяйка рубит на крыльце топором старый веник, приговаривая: «Ой, нагрешила-нагрешила — и шила, и мыла, и стирала». Имеется в виду, что всего этого нельзя делать в недавно отмечавшееся Крещение, а таким образом женщины очищаются от грехов, — отмечает Нина Климович. — Нарубленные веточки подбрасывают в воздух и разбрасывают на перекрестках дорог. Только в этом году в нашем коллективе грешниц не было, а гости приехали без своих топоров.
Коляда, Коляда, колядица
После из отложенного заранее последнего снопа прошлогоднего урожая делают куклу — Коляду. Наряжают ее в фартук и пеструю юбку, подвязывают платочком, укрепляют фигурку в центре тележного колеса, обвитого цветными лентами и колосьями. Все это действо сопровождается песнями и весельем.
Урожай обещает быть богатым!
Затем подъезжают санки, на которые усаживают женщину (обязательно хорошую хозяйку из уважаемой семьи). Уже который год подряд это почетная обязанность Нины Климович. На колени ей кладут колесо с Колядой, в руки дают горшок с кутьей и всей гурьбой направляются к дубу, растущему на окраине деревни. Перед деревом санки специально опрокидывают, чтобы кутья рассыпалась — на хороший урожай.
— Примета верная, — рассказывает Нина Дмитриевна, — в прошлом году, помните, какой урожай был богатый? И этот год будет богатый! Точно говорю!
Счастливчика найти непросто
Затем молодой человек должен затянуть Коляду на дуб, укрепив колесо с фигуркой среди веток. Есть поверье, что скоро этого счастливчика ждет свадьба.
Правда, найти потенциальных женихов сегодня непросто, зато девчат красивых много.
— Одно время и мы с мужем Коляду тянули, — говорит постоянная участница обряда и руководитель Новинского СДК Светлана Климович. — Мы вместе уже 25 лет, троих детей вырастили и обряд бережем.
Гори, гори ясно!
А тем временем прежняя Коляда сбрасывается и сжигается. Пока она горит, собравшиеся поют песни, водят хоровод, угощаются вкусными оладьями, салом, колбасками. Когда костер погаснет, все возвращаются в деревню и собираются в складчину на вечеринку.
Смакота на кота
Одно из главных развлечений вечера — игра «Ката пячы». Кстати, говорят, что она вообще была распространена вплоть до начала XX века, особенно на молодежных посиделках. В частности, исследователи неоднократно упоминали про этот обычай на Минщине. Для игры заранее готовится хлеб, к буханке которого прикрепляются ушки, лапы, усы и хвост из сала, колбас и вяленого мяса. Фигуркой, привязанной лентами к длинной палке наподобие удочки, управляет ведущий. Задача всех остальных — откусить кусок побольше «на счастье».
Пеку пироги и в приметы верю
Отдельно нужно сказать про богатый стол. От блюд разбегаются глаза, новинские хозяйки постарались на славу. Одну из них Ольгу, застаю за нарезанием пирога:
— Я местная и работаю в клубе. Люблю Новины, участвую в обряде: готовлю, пеку пироги, держу хозяйство и в приметы верю.
И еще
Суть обряда в том, чтобы обеспечить хороший урожай и всяческое благополучие. Причем водружают Коляду именно на дуб совсем не случайно. В славянской традиции это дерево является символом бога Перуна, отвечающего за громы и молнии. Таким образом сельчане, что называется, убивают сразу двух зайцев: и урожай приманивают, и огненное божество задабривают, чтобы не было пожаров. Кстати, кутья щедро рассыпалась по полю, а это верный знак будущего богатого урожая.
— Обряд уникальный! — говорят девушки Мария и Яна, которые родом из Ганцевичского района, — мы зарядились позитивом, потанцевали и прикоснулись к корням!
— А мы тоже на позитиве! — говорят женщины. — Даже родной белорусский язык вспомнили и на нем начали разговаривать!