Почему «плакал» стальной победитель: смыслы и детали церемонии вручения «Знака качества»
«Нет пророка в своём Отечестве» — фраза расхожая и универсальная. Работает даже в сфере торговых марок и брендов. «Gucci», «John Deere», «General Motors» — относимся с придыханием, а между тем ту же одежду «Lacoste» шьют не на Елисейских полях, а в стесненных условиях Пакистана. С одной стороны за громким буквенным сочетанием брендов стоит история, с другой — качество. Поэтому понятен интерес наших покупателей к заморским товарам.
Как нас «покупают» брендами и смыслами
Непонятно другое, почему мы «купились» на чужое, забыв своё. Ведь это вопрос даже не покупательского предпочтения, а культурологического забвения. Кто и когда убедил нас в том, что западнее Буга всё лучшее. И часы, и телевизоры, и машины, и даже костюмы. Диссиденты через кухонные брошюрки, декабристы посредством Вольтеровского вольнодумства, или ещё раньше, выписанные голландские мастера Петром Первым и французские архитекторы Екатериной Второй. Бона Сфорца или Стефан Баторий. На наших исконных землях тоже постоянно звучало «польских вольностей хотим». А чего удивляться, когда наши научные школы начинались с иезуитских коллегиумов с пришлыми наставниками. Вот та самая пресловутая «soft power» — влияние через убеждение и привлекательность — концепция ещё известная в Средневековье. И Запад в этом деле значительно искуснее Востока. Правда, сейчас Китай повторил не только западные производства, но и манеру поведения.

Поэтому как примитивно и кондово не звучало «советский человек продался за джинсы и жвачку» — правда в этом есть, причём на разных смысловых уровнях. Запад не мог взять нас ракетами, зато поразил памперсами. Кстати, советским изобретением для космонавтов. Силой оружия нас победить сложно, поэтому решили «оккупировать» смыслам через бренды. Не можем быть «Coca-Cola» полезнее березового сока, а заморский фаст-фуд вкуснее наших драников, но моднее эти продукты англосаксонского мира точно стали. Не в этом ли даже проблема школьного питания. Дети отказываются от привычного и вкусного меню, потому что иностранный фаст-фуд — это элемент развлечения и лживого ощущения сопричастности к избранности.
Если у нас сейчас цивилизация потребления, то, как раз через потребление и происходит экспансия чужими центрами сил. Раньше нас «вербовали» через книги и СМИ, сейчас через социальные сети и бренды. И это даже не скрывают. А если кому-то это кажется законспирированной философией, то прагматика выглядит ещё прозаичнее и суровее. Покупая заморское, мы вносим вклад в развитие чужих стран, укрепление их обороноспобности, вымывая из своей: валюту, инвестиции в общую инфраструктуру и — в развитие промышленности. Так что у нашего пресловутого импортозамещения — суть не только в укреплении промышленного и финансового потенциала, но и культурологического и цивилизационного суверенитета.

Знак качества — как метка развития
Зачастую у большинства решений Первого, есть несколько уровней восприятия: поверхностные и очевидные, но ещё и глубинные. Вот и возвращение из небытия Знака качества — стало историческим моментом — уважения к себе, к своей продукции, к своей стране. Кстати, идея прозвучала от общества, во время визита Президента на гомельский ювелирный «Кристалл».
Беларусь страна качества: жизни, отношений к делу, к прошлому, друг к другу. А теперь в государственном календаре появился ещё и день торжества качества в самом базовом понимании — качества нашей продукции. Теперь эта аксиома подкреплена специальным знаком — церемония уже стала традицией суверенной Беларуси, но впервые в такой локации: в современном BelExpo — международном выставочном центре. Только в таких интерьерах с размахом можно отразить весь потенциал Беларуси. А в какое еще помещение можно было бы затянуть зерноуборочный комбайн. Кстати, именно из-за этого стального героя начало церемонии смещали дважды по времени. В теплом помещении корабль зерновой нивы «плакал» из-за конденсата. Вот и ждали, когда номинант будет выглядеть «с иголочки». Событие-то историческое. А вместе с белорусами, как всегда, бывает в такие моменты Глава нашей страны — страны качества. У этого определения исторический фундамент.
«Когда в 1967 году в СССР учредили Знак качества, одними из первых его получили именно белорусские МАЗы, БЕЛАЗы, тракторы МТЗ, деликатесы Минского мясокомбината. За первые 10 лет существования советского знака право маркировать им свою продукцию заслужили почти 3 тысячи товаров, производимых на территории республики. Здесь был не только сборочный цех СССР, но и интеллектуальный центр, инженерный и научный», — отметил Первый.

Кстати, среди победителей, продукт старше даже самого советского ГОСТа. По рецептуре 1962 года — Кобринские сыроделы смогли отыскать этот рецепт написанный еще перьевой ручкой. Гоняясь за сникерсами, предали забвению вкус настоящего. Хотя в Беларуси в 90-е годы оголтелых пертурбаций именно решением нашего Президента было сохранено советское наследие и те и самые ГОСТы. Это не просто повод гордости, это же вызов для лобби рафинированного капитализма.
«За годы независимости мы значительно переформатировали свою экономику, добавили самые прогрессивные направления и приумножили компетенции. В современных условиях агрессивной конкуренции (не всегда, к сожалению, добросовестной) и быстрой смены технологий именно тренд на качество становится определяющим на всех уровнях — предприятия, отрасли, страны и даже мира. Главный критерий того, что мы на правильном пути, — растущие показатели ВВП и экспорта. Товары со знаком «Сделано в Беларуси» сегодня представлены более чем в 150 странах, и география поставок расширяется, —подчеркнул Президент. —Думаю, честная борьба производителей за Государственный знак качества не только будет мотивировать, но и поможет закрепить наше технологическое лидерство на региональном и международном уровнях».
Александр Лукашенко на церемонии и как Первое лицо государства, и как «отец» самой философии честного отношения к потребителям только «батьковский» подход. В нашей продукции — заложена не сверхприбыль для толстосумов, а натуральные и качественные ингредиенты. «Алёнка-бэби» — белорусский киндер-сюрприз без химических сюрпризов. Поэтому наша минская «Алёнка» любимая — не просто эпитет, а констатация успеха у сладкоежек. А в тандеме с рогачёвским Егоркой — это рецепты настоящей Беларуси. Но Первый признался, что предпочитает больше — это диетическое мясо полезно даже для кормящих матерей. Объемы продаж растут. Впрочем, белорусское продовольствие — всегда со знаком качества. Иначе бы его не подделывали.



Даже геополитическая лояльность в соседней стране к продукции из стран БРИКС и ШОС минимально влияет на рынок продовольствия в России. Россияне берут «Зроблена у Беларусі».
По дороге к победе
В лучшие из качественных отобрали 12 победителей. Да у этого знака качества есть история, но уже с белорусским отливом, ещё большей требовательностью. Важны не объемы, а результативность. Наличие этой метки качества — бесспорность конкурентоспособности.
Беларусь — машиностроительное государство. Одно предложение вмещает научные разработки, промышленные компетенции, мощности производств — сердце машиностроения — это мотор. Дизельный получил знак качества. Первый ждёт целой линейки своих двигателей или в кооперации с американцами. Вот так дипломатия продвигает промышленность.
«Недавно мне из Соединенных Штатов Америки Белый дом прислал запрос. Мы это не обнародовали. А что может Беларусь купить в США? Вот мы готовы у вас там калийные удобрения, еще что-то закупать. А Беларусь что может? Трамп же хороший экономист. По крайней мере, чтобы был баланс, — поделился подробностями глава государства. — Я так подумал, наверное, мы не очень много закупаем. Но когда посмотрели, — там целая простыня. Мы отправили им. Они удивились, что мы можем у них столько купить. В том числе двигатели отдельные. Поэтому нам надо, чтобы это все делал ты. Можешь с американцами. Я могу с ними переговорить в этом плане».

Объединять и передавать энергию — может кабельная продукция из Витебска. То есть по этим жилам течёт энергия от нашей АЭС и преобразуется в тепловую или энергию для развития ай-ти индустрии, а учитывая прорывной указ Президента по токинам — майнинг-отрасль. Награду получили за кабель толщиной в ствол дерева. Кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена способен сам себя мониторить на повреждение. Лишь три таких линии достаточно чтобы запитать весь Минск. Фрагмент такого уникального кабеля появится и в музее Независимости.
Александр Лукашенко мог бы не уйти, а уехать на подарке. Первому презентовали самый узнаваемый белорусский кроссовер. Глава государства обещал подарить его. Легковой автомобиль со знаком качества — представляет Минскую область. Свой народный автомобиль идея Александра Лукашенко. Теперь это самый продаваемый автомобиль в Беларуси и он же в топе, внимание на российском рынке.

Мы продолжаем формировать протокол наших государственных церемоний. Организаторы этой подошли с креативом. Вместо дежурного поздравления на сцене — живое общение. Первый прошёлся по победителям с поздравлениями, словами назидания и шутками. От Белджи ждут дальнейшей локализации.
А вот у народной, крестьянской марки, которую по свойски называют «двенадцатка» — локализация 92 процента. Действительно, это наш комбайн. Моторы стоят с Ярославля: привычный, а теперь ещё и новый. И китайский, но который собирается в «Великом Камне».
Расход оптимальный 1 литр топлива на 4 центнера зерна. Есть и энергонасыщенные корабли зерновой нивы. Но именно этот как трактор «МТЗ-80» — легенда. Кстати, создать свой комбайн это тоже решение Первого на заре нашей Независимости. Собрать и соединить лучшее в единой модели смогли и на «Амкадоре». Это не просто погрузчик или грейдер — это мультисистема.

Продовольствие и машиностроение — страновые бренды Беларуси. Лёгкая промышленность представлена пока одним победителем. Честно: трофеи достаются лучшим. Поэтому с западными текстильными аллигаторами придётся еще прободаться. А в целом же достойные технологи и производители в нашем Отечестве есть! И бренды теперь со знаком качества. Это тот самый щит и от агрессивного маркетинга и чужеродной экспансии.
Рекомендуем