Боевой путь капитана Василия Бортника: история храбрости и самопожертвования
В канун и 15 февраля 2024 года, в День 35-летия вывода советских войск из Афганистана, в Республике Беларусь прошли мероприятия, на которых чествовали здравствующих воинов-интернационалистов и чтили память погибших.
За весь период войны через Афганистан прошли 620 тысяч советских военнослужащих, более 200 тысяч воинов были награждены орденами и медалями, 86 удостоены звания Героя Советского Союза, четверо из них белорусы. В составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане воевали около 30 тысяч белорусов, при этом 771 героически погибли, верные Военной Присяге , а 12 наших земляков и сегодня числятся без вести пропавшими.
И хотя страница нашей истории, связанная с войной в Афганистане, уходит в прошлое, но и поныне воинам афганской войны снятся по ночам перевал Саланг и Панджшерское ущелье, огненные дороги Герата, Джелалабада, Кандагара, Кундуза, Баграма, боевые товарищи, сражавшиеся бок о бок с ними в небе, в горах и в « зеленках» Афганистана.
И весьма важно, что эту память в нашей стране прививают молодым поколениям белорусов еще в школах, а многие школы и пионерские организации школ носят имена погибших в Афганистане земляков. Мемориальные доски на зданиях школ, музейные комнаты, уголки и стенды, рассказывающие о воинах-интернационалистах, их боевых подвигах, поддержание контактов с родными погибших и уход за захоронениями героев, встречи с прошедшими афганскую войну 1979-1989 годов — это стало нормой поведения наших педагогов и школьников. Радует, что во многих школах присутствует и здоровая инициатива, так, например в средней школе агрогородка Линово, что на Пружанщине Брестской области, усилиями ряда педагогов, и прежде всего педагога-организатора Марины Куш, сложено стихотворение в честь и в память погибшего в Афганистане земляка — капитана Василия Владимировича Бортника.
Здесь и сама пионерия школы, которая носит имя воина-интернационалиста Василия Бортника, трепетно относится ко всему, что говорит о их земляке. Как он учился, работал, почему избрал путь защитника Отечества, его служба в мирное время, оборвавшейся в бою с душманами жизни в далеком Афганистане.
Вот только приходится констатировать, что о его боевом пути в Афганистане, а это немалый отрезок времени с весны 1981 года до трагического 5 декабря 1981 года, когда погиб командир роты материального обеспечения 860 мотострелкового полка капитан Василий Бортник, практически нет сведений, за исключением строчек: «Погиб, отражая нападение на автомобильную колонну. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды посмертно».
Безусловно, спустя 42 года после гибели белоруса Василия Бортника рассказывать о его афганской войне крайне сложно. Но, изучив информацию о боевых делах 860-го мотострелкового полка, найдя воспоминания ряда офицеров полка и опираясь на то, что услышал из уст его младшего брата Геннадия, который тогда служил срочную службу в Советской Армии, а еще в надежде, что , возможно, откликнется кто-то из его однополчан или подчиненных из возглавляемой им роты материального обеспечения, попробую это сделать.
Итак, весной 1981 года гвардии капитан Василий Бортник, проходивший службу в городе Калининграде, в 1-й гвардейской Пролетарской, Московско-Минской, ордена Ленина, дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова 2-й степени мотострелковой дивизии, убыл в Демократическую Республику Афганистан. Выпускник Рязанского высшего военного автомобильного училища Василий Бортник в Афганистане был назначен на, казалось бы, тыловую должность — командиром роты материального обеспечения 860 мотострелкового полка. Но в боевой обстановке, тем более в Афганистане, когда именно на роты материального обеспечения и автомобильные батальоны ложилась вся тяжелейшей нагрузка по снабжению частей вооружением, боеприпасами, топливом, медикаментами и всеми видами материального и бытового обеспечения, это были такие же боевые подразделения.
Именно постоянная необходимость снабжения частей в Афганистане и обусловила массовое передвижение автоколонн Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, и они-то и были наиболее удобными объектами для душманских нападений . А высокая уязвимость наших автоколонн определялась слабо развитой сетью дорог, значительная часть которых была проложена через горные массивы. К тому же это были узкие горные автомобильные дороги с большим количеством серпантинов, с малым радиусом поворота, зачастую исключающие возможность встречного движения.
Наиболее сложный участок дороги Термез — Кабул пролегал через горный массив Гиндукуш, через его высокогорные перевалы, в том числе перевал Саланг, расположенный на высоте около 4 километров. Этот перевал оборудован системой галерей и самым высокогорным в мире тоннелем протяженностью свыше 2,5 километров, при общей длине закрытой галереи более 6 километров.
А, по свидетельству Геннадия Бортника, брат ему писал, что большую часть рейсов по доставке военных и других грузов его роте материального обеспечения доводилось как раз и выполнять по маршрутам Термез-Файзабад и Термез-Кундуз. А это означало, что колонны роты материального обеспечения 860-го мотострелкового полка, равно как и все наши автомобильные колонны, подвергались внезапным нападениям бандформирований, на их маршрутах движения мятежники устанавливали мины, устраивали разрушения отдельных участков дорог путем отрывки поперечных канав, рвов или искусственного сужения проезжей части, рассыпали острые предметы, а иногда переворачивали на дорогах большегрузные автомобили. При выборе места засады душманы умело использовали рельеф местности (ущелья, узости, перевалы, карнизы над дорогой и галереи). Позиции оборудовались, как правило, заблаговременно и скрытно на склонах гор или гребнях высот, на входе или выходе из ущелий, на перевальном участке дороги, а также в местах вероятного отдыха советских водителей.
При этом излюбленным приемом бандформирований было нанесение одновременного удара по голове и хвосту колонны с поражением в первую очередь топливозаправщиков. В это же время их снайперы сосредоточивали прицельный огонь на старших машин с целью дезорганизовать управление боем. Вот что говорилось в одной из инструкций, заброшенной душманам из Пакистана: «Вопрос: «Когда и где лучше нападать на колонну?» И следовал ответ: «Самые удобные места — у входа и выхода из тоннелей, у мостов, у крутых поворотов, подъемов и спусков, сужений дорог».
Вот с такой тактикой бандформирований пришлось встретиться нашим войскам, выполнявшим задачи по проводке и сопровождению автомобильных колонн.
Геннадий Бортник после гибели брата побывал в Калининграде и в дивизии разыскал прапорщика, воевавшего в Афганистане, в том же 860-м мотострелковом полку. Имени и фамилии его Геннадий уже и не помнит, но важно другое: прапорщик отзывался о капитане Василии Бортнике в высшей степени уважительно за его храбрость, за командирскую зрелость и за то, что Василий Владимирович всегда стремился сберечь солдатские жизни. А еще он рассказал об одном эпизоде из боевой биографии Василия Бортника:
«В одном из рейсов долгое время движение колонны, которую вел капитан Василий Бортник, ничто не омрачало. На маршруте, в трех километрах впереди, находился пост афганской армии, охранявший мост через реку. Это и сыграло определенную психологическую роль и притупило бдительность. Но, как только колонна втянулась в «зеленую зону», по машине управления и сцепке машин были выстрелили из гранатометов. Был сразу же подбит топливозаправщик, одновременно мятежники нанесли удар и по хвосту колонны и вывели из строя замыкающий бронетранспортер с личным составом сопровождения.
Бойцы подразделения сопровождения, по возможности укрывшись, открыли ответный огонь. Водители роты Василия Бортника вели огонь прямо из кабин, а сам он с водителем тягача сумел оттащить с дороги загоревшийся топливозаправщик. Колонна продолжила движение, стараясь побыстрее выйти из зоны огня душманов. К месту боестолкновения прибыли боевые вертолеты, вызванные по радио капитаном Бортником, и нанесли удар по душманам. Их атака из засады была отбита, но были ранены как водители РМО, так и солдаты подразделения сопровождения, один из них скончался по дороге в госпиталь.
А ведь понятно, что таких проводок автомобильных колонн за полгода войны на счету капитана Василия Бортника не одна и не две… Многое мог бы рассказать о своем подчиненном командир 860-го мотострелкового полка, в то время полковник, а впоследствии генерал-майор Артуш Татевосович Арутюнян.
860 ОМСП уже 10 января 1980 года пересек государственную границу СССР и в районе афганского Ишкашима вошел на территорию Афганистана для выполнения воинского интернационального долга. На афганской земле он будет воевать до июля 1988 года. В период ведения боевых действий на земле Афганистана личный состав проявлял истинный героизм, мужество, отвагу. Примеров героизма можно приводить много, когда безусые мальчишки, еще не начавшие даже бриться, шли в атаку, прикрывали собой товарищей. Вот лишь несколько примеров, о которых рассказывают в своих воспоминаниях офицеры 860-го полка.
*** «Передовой разведотряд полка вышел в район ущелья северо-западнее 4 км Гульхана — Малая, где встретил мощный завал. При попытке выхода из БМП для разведки характера завала, по разведчикам был открыт массированный огонь из стрелкового оружия мятежниками. Создалась реальная угроза уничтожения экипажа БМП — впереди завал, слева — обрыв, на дне которого протекает бурная горная река, справа скала. Возможности двигаться назад по узкому карнизу горной дороги практически нет, сзади по машине стреляют мятежники. До расстрела мятежниками боевой машины остаются доли минуты. Вооружение БМП не позволяет вести огонь, так как пулемет, спаренный с пушкой, на такой угол обстрела не поднимается. И в этот момент распахивается задняя дверца десанта БМП — и грохочет длинная пулеметная очередь, выпущенная разведчиком Павлом Бейтовым. Именно эта очередь сразила мятежника, а других заставила пригнуться, на какие-то секунды прекратить вести огонь по БМП. Но этих секунд разведчикам хватает, чтобы выскочить из десантного отделения и завязать бой. Экипаж спасен, но Павел не успевает отбежать в укрытие, автоматная очередь настигает его, он падает рядом с БМП, с зажатым пулеметом в руках. Ценой своей жизни он спас товарищей. Так воспитан, таким настоящим человеком, человеком с большой буквы, был и остался в нашей памяти. Посмертно Павел Бейтов награжден орденом Красной Звезды».
*** «Нельзя не отметить адский труд воинов роты материального обеспечения и ремонтной роты. Когда БМП зависла над пропастью, высадив десант, водитель РМО, рядовой Харченко спустил машину с шести метрового обрыва, сам находясь в ней. Тем самым спас БМП. Мог погибнуть, никто ему этого делать не приказывал.
Рядовой Актайматов из ремонтной роты ночью залез по грудь в ледяную воду, зацепил на БМП трос. БМП вытащили из воды. Слетевшие гусеницы с машины установлены в течение 40 минут. БМП с экипажем убыла выполнять боевую задачу».
В 1981 году 860-й мотострелковый полк вел боевые действия в провинции Бадахшан. Было проведено 20 операций, 79 засад, 32 налета, 24 сопровождения колонн. Уничтожено более 2100 мятежников, 253 захвачено в плен.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского интернационального долга в период с 10.01.1980 года по 15.05.1988 года было награждено 5187 человек по 860-му МСП.
Но нельзя не привести и горестные цифры: в афганской войне боевые потери 860-го мотострелкового полка составили 224 человека, в 1981 году погибло 32, и в этом списке и наш земляк капитан Бортник Василий Владимирович. Душманская пуля оборвала жизнь мужественного, перспективного командира при отражении нападения на автомобильную колонну роты во время очередного рейса. Никто из его подчиненных тогда не погиб, капитан Василий Бортник берег своих пацанов…
Низкий поклон ему и наша нетленная память. Об этом и свидетельствуют стихи в память Василия Владимировича Бортника , написанные в Линовской СШ :
Василий, Вася, Василек…
Так называли все мальчишку.
Он был обычный паренек:
Играл в футбол, читал он книжки.
Василий офицером стать мечтал.
Желанье твердое, священное.
Сбылась мечта, он поступил
В Рязанское училище военное.
Все пролетело в один миг:
Учеба, выпускной… Вот армия!
Теперь Василий Бортник — не призывник, а воин,
В далекую Чехословакию отправленный.
Военной службе молодость отдал,
И были мастерство и опыт, знания.
И капитаном доблестным он стал,
Отважно выполняя все задания.
А после воевал в Афганистане,
В районе Мазари-Шариф.
Погиб в бою вместе с друзьями,
Короткую он прожил жизнь.
Срывается из уст мольба,
Рыдает мать у сына на могиле:
«За что несправедлива так судьба?
За что уходят молодые?»
Василий Бортник — наш герой.
Исполнил долг, рискуя жизнью.
Хвала и честь, поклон земной
За мир, покой и за Отчизну. В дружине нашей пионерской
Мы свято помним земляка.
Героя — воина-интернационалиста,
И память наша на века.