Меню

От журналистики к политике: Клаудия Эспиноза и ее вклад в боливийскую политику

Клаудиа Эспиноза

Клаудиа Эспиноза родом из Ла-Пас — столицы Боливии. Изучала социологию в Университете UMSA и журналистику в Католическом университете. Посвятила себя работе в местных газетах, впоследствии основала свои СМИ: Indymedia, Asi Es и Hora 25. Особое место в ее биографии занимает работа на радио в городе Эль-Альто. Какое-то время Клаудиа даже руководила радиостанцией Pachamama, где сама продюсировала аудио-программы. Она занимала пост заместителя министра информации и коммуникаций Боливии с 2012 по 2016 год, взяла под свое руководство информационные кампании, борющиеся за права простого народа. Клаудиа — менеджер канала «Abya Yala, континент культур». В настоящее время продюсер и ведущая радиопрограммы «Warmis», которая транслируется по всей Боливии и за ее пределами. Она по сей сотрудничает со многими СМИ, среди которых Rebelion и журнал Сети интеллектуалов в защиту человечества. Поговорили с Клаудией Эспинозой о начале ее журналистского пути, работе в качестве замминистра информации Боливии, и госперевороте на ее Родине в 2019 году.

— Что привело вас в мир журналистики? Верно ли утверждение, что СМИ являются «четвертой властью»?

— Во время моей учебы в колледже в Бразилии я была впечатлена работой Глории Марии — первой афроамериканской журналистки на бразильском телевидении. Она оказала на меня большое влияние. Глория освещала социальные проблемы: бедность, расизм, изоляцию с точки зрения того, как об этом думает простой народ. Именно с этого момента я избрала для себя путь журналистики. Что касается СМИ — да, они становятся первой неформальной властью, ведь они влияют на восприятие граждан. Но я всегда считала, что над СМИ всегда существует более сильная власть, которая является народно избранной.

— Как вам удалось сделать скачок в боливийской политике? Как вы стали членом MAS (партии «Движение к социализму»)?

— Я много лет работала с общественными организациями, когда только пришла в журналистику. Когда Эво Моралес был избран первым президентом из числа коренных народов, я освещала его действия. И когда меня пригласили на должность заместителя министра, мне очень хотелось внести свой вклад в процесс перемен, начатый моим народом. В некоторые исторические моменты приходится рисковать всем, чтобы добиться желаемого результата.

— Как вы оцениваете проделанную работу на должности вице-министра информации в правительстве Эво Моралеса? Какую роль сыграла дезинформация оппозиции в госперевороте в Боливии в 2019 году? Были ли к этому причастны Штаты?

— Что касается моей работы на должности вице-министра информации, это был богатый опыт, который многому меня научил. Раньше я никогда не работала на государственной службе. Это была возможность разработки коммуникационной политики для укрепления общинных, коренных и профсоюзных средств массовой информации. Польза от этого очень большая. В правительстве 50% — это управление и 50% — коммуникация, этому нас учил президент Эво: сообщать о любых  изменениях в стране через наши СМИ, социальные сети, конкурсы, семинары. Мы постоянно работали с общественными организациями. Самой большой проблемой была ложь в крупных частных СМИ, в этом отношении они очень сильны. Изо дня в день мы боролись за то, чтобы до людей доходила правда, и подкрепляли эту правду фактами.

Отвечая на вторую часть вопроса, хочу отметить следующее. Частные СМИ старались опозорить Эво на протяжении всех 14 лет его правления. Эту информационную войну в последние годы было выиграть все труднее в связи с недосмотром самого правительства. Также сыграли свою роль влиятельные лица в Боливии и за ее пределами, которые хотели свергнуть законного президента и его правительство. В 2019 году, в ночь выборов, которые были украдены у Эво Моралеса, имело место  прямое соучастие корпоративных СМИ. Они вложили деньги, оборудование и персонал, чтобы закрепить идею «мошенничества и фальсификаций» Эво Моралеса, которая так и не была доказана. Когда государственный переворот уже начался, в действие вступили технологические транснациональные корпорации в социальных сетях. Впоследствии расследование показало, что 20 тысяч аккаунтов в Твиттере были созданы в поддержку самопровозглашенного президента Жанин Аньес. Был еще один резонансный случай:  Facebook просто заблокировал все аккаунты в пользу Эво Моралеса, удалил их. Хотя у нас нет никаких подкрепленных к этому научных доказательств, мы знаем, что алгоритмы американских соцсетей сыграли в пользу переворота в деполитизированном молодом населении, которое отдало выбор ложной демократии.

— Как вы и ваши коллеги из правительства пережили госпереворот 2019 года? Применялись ли репрессии со стороны захватчиков власти?

— Было очень страшно и грустно наблюдать за каждым эпизодом антиправительственного гражданского движения, разжигающего ненависть и расизм на улицах. До моего решения временно покинуть страну каждую ночь бунтовщиками совершались нападения на наш канал «Abya Yala», нападали на журналистов. Дошло до того, что путчисты подали на меня жалобу в Генеральную прокуратуру за так называемый «экономический ущерб государству». Новый министр информации и коммуникаций Роксана Лизаррага заявила по телевидению, что собирается всерьез доказать, что «Abya Yala» был каналом, на котором якобы совершались отмывания денег и незаконный оборот наркотиков. Эти массовые расправы, устроенные самопровозглашенными властями, были похожи на тупиковый тоннель, они собирались уничтожить все и вся. Товарищи за границей убедили меня временно покинуть страну, потому что у них появилась информация о том, что путчисты уже идут за мной.

— Вашей партии «Движение к социализму», несмотря на тяжелый период путча, удалось победить на выборах в 2020 году. Какова ситуация в Боливии на сегодняшний день? Можно ли возобновить отношения между Боливией и Беларусью?

— Важно отметить, что именно Эво Моралес, который совместно с общественными организациями решил выдвинуть на пост президента Луиса Арсе, сам проголосовал за MAS (партия «Движение к социализму»).
Однако с самого начала у новоизбранного президента Луиса Арсе и вице-президента Давида Чокеуанка закралось недоверие к Эво Моралесу. Оно было настолько сильное, что они даже не пригласили его на инаугурацию и не упомянули в своих инаугурационных речах. Тем самым они полностью проигнорировали первого  президента Боливии из числа коренных народов, что вызвало ступор среди его сторонников и даже противников.

В настоящее время правительство Арсе управляет страной уже четвертый год. И хотя ему удалось сдержать экономический кризис, вызванный пандемией и госпереворотом, все же государственная политика по улучшению условий жизни людей и нуждающихся (в т.ч. и обедневшего среднего класса), еще не внедрена. Безработица среди молодежи – это реальность, встречающаяся по всей стране. Регресс в области прав человека вызывает тревогу, о чем свидетельствует недавние социальные опросы. Перспективы эмансипации боливийского народа нам неизвестны, в некотором смысле, надежды на дальнейший процесс перемен теряются.
Что касается сотрудничества с Беларусью, я не имела удовольствия лично встретиться с Александром Лукашенко и посетить эту страну. К моему сожалению, с тех пор, как Эво Моралес ушел из правительства, я больше никогда не слышала, чтобы в отношениях между странами упоминали Беларусь.

— В последнее время четко прослеживается раскол между правительством Луиса Арсе и Эво Моралеса. А ведь они принадлежат к одной политической партии. Что происходит на самом деле? Сможет ли Эво Моралес баллотироваться в президенты в 2025 году?

– Да, политическая дистанция между Арсе и Эво удлинилась, и, по-видимому, она непреодолима. Однако в политике может случиться все, что угодно. Согласно недавним опросам, Луис Арсе теряет авторитет. Несколько дней назад народные организации (сторонники Эво) заблокировали дороги в 7 из 9 департаментов в знак протеста против того, что высшие судебные органы баллотировались на посты после истечения их 6-летнего срока полномочий без избрания. Народные протесты вынудили правительство и его законодателей принять закон о проведении судебных выборов. Эта ситуация еще не пришла к логическому завершению, и в ходе нее станет видно, кто извлечет выгоду из народных движений. Как показывает наша история, средний класс представляет наибольшее количество нерешительных граждан. Сейчас Боливия, страна с традициями борьбы коренных народов, проходит период неопределенности. Только все народы Боливии совместно смогут осуществить идеи, которые спасут нашу родину.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59