Два пожара и кредит на фуру: почему владельцы придорожного кафе под Крупками не закрыли бизнес
Придорожное кафе «Панскі маёнтак» в Крупском районе работает уже несколько лет. Хозяйка Вероника – в недавнем прошлом медсестра с 20-летним стажем – вернулась в родной город из Минска. Ее муж Александр Новохрост – дальнобойщик, а теперь еще и владелец грузоперевозок. Вместе они прошли через два пожара, строительство и ремонты, кадровый голод и научились главному: бизнес держится не на деньгах, а на людях.
Здесь пахнет жизнью
Их кафе находится на 494-м километре трассы М1, вблизи деревни Плиса. Через дорогу заправочная станция, а здесь – скромная парковка. Но на ней, как правило, почти всегда стоят несколько фур и легковых автомобилей. Почему дальнобойщики и гости-россияне сворачивают именно сюда? Ответ на этот вопрос находишь, стоит только открыть дверь в небольшой уютный деревянный домик.


Первым путников встречает запах жареной картошки – не той, из фритюра, а настоящей, чищенной и тёртой руками. Именно этот домашний уютный аромат драников – главного фирменного блюда – заставляет зайти в помещение и взять карту меню для заказа.
Однако корреспондент «Минской правды» заглянула в кафе не для того, чтобы подкрепиться в дороге. Хотелось узнать у его хозяйки все очевидные и неочевидные плюсы и минусы, через которые проходят представители малого бизнеса вначале пути. От идеи по его построению, получению господдержки в виде субсидии и до момента, когда дело начало спориться.
От медсестры – в начало пути к директору ООО
– В этот бизнес я попала случайно, – рассказывает Вероника. – До выхода в декретный отработала в медицине 20 лет. Начинала в приемном отделении РНПЦ травматологии. Потом «Интеграл», медсанчасть. Последнее – частный медцентр, процедурный кабинет. И могла бы до сих пор работать там, помогать людям, чувствовать себя нужной, носить белый халат. Но… родила сына и в это время мой муж со своим братом взяли в аренду бывшее кафе общепита при дороге. Они начали осваивать этот вид бизнеса, но дела шли так себе. Нужна была женская рука и умение готовить сытные блюда. Такие, чтобы гости кафе хотели сюда возвращаться еще и еще.

И тогда мужчины позвали только состоявшуюся маму, которая просто обожала домашнюю готовку, на годик-два вернуться в Крупки и помочь их молодому бизнесу стать на ноги.
– Запустишь кафе в работу – и уедешь в Минск, снова в свою медицину, – обещал Александр.
Их ребенку на тот момент было всего 8 месяцев. И родная бабушка – мать Вероники – согласилась взять на себя все заботы о малыше. А у родителей начался непростой период.
– Мы спали по 2-3 часа в сутки. Кафе, от внутренней отделки до меню, создавали с нуля, – вспоминают супруги.
Два блюда от мужа и принцип «только руками»
Когда Вероника в 2019 году впервые увидела меню «Панскага маёнтка», оно было скудным: три-четыре позиции, ничего особенного. Она оставила только два блюда – те, что делал муж. Его любимые, из путешествий на большегрузе по трассам. Это лагман – популярное среднеазиатское национальное блюдо из длинной тянущейся лапши, овощей и большого количества мяса (баранины или, в варианте крупчан, еще и свинины). А также пляцек.

– Пляцек – это уже польская кухня, – говорит хозяйка. – Муж оттуда привёз рецепт большого драника, который жарится одним блином на сковороде. Сверху на одну половину выкладывается гуляш из свинины с грибами, болгарским перцем. Все закрывается второй половиной и подается со сметаной и двумя маринадами.

Вероника увлекается рассказом и постепенно делится, как добавила и другие позиции. Сейчас в меню кафе около 20-30 блюд. Основной акцент сделан на белорусско-польской кухне.
– До Минска по трассе М1 такой кухни больше нет нигде, – уверенно заявляет она. – Ближе к границе с Европой, да, похожие блюда предлагают. Но на нашей территории – мы в этом отношении уникальные.
Но главная фишка кафе – не в рецептах
– У нас нет комбайна. Не потому что жалко купить. Просто если тереть картофель с помощью машины, то это будут оладьи, а не драники. Мы трём руками, – открывает один из секретов крупчанка.

Летом, при большой загруженности, здесь в день уходит мешок картошки. Обычно с пылу-жару готовят за смену 40-50 порций драников и пляцеков. Одна порция драников – 6 штук. Пляцек весит полкило. Представьте себе сами, сколько картофеля нужно почистить и перетереть на тёрку.
Вероника отмечает:
– Помещение у нас небольшое, кухня рядом с обеденным залом. И потому гости слышат, как мы трём картофель перед готовкой заказанного блюда. Для россиян, которые часто заезжают, это вообще событие. Спрашивают: «Реально, руками?». Отвечаем: «Да, только руками».
Дважды в огне
Кафе Александр выкупил у райпо в 2020 году. Именно в тот непростой для бизнеса год, когда случился ковид, здание перешло в их собственность. Они вложили практически всё, что было. Начали развиваться. Меню уже было продумано до мелочей. Но тут произошел первый пожар…

В 3 часа ночи кафе сгорело. После этого они восстанавливались 8 месяцев. Работали сами, помогали их же работники. Открылись. И через полгода – снова пожар… Уже в пять утра.

– Многие думали: всё, мы не вернемся. Но муж, свёкор и я – втроём опять подняли свое, уже ставшее родным дело. И если после первого пожара благодаря фуре мужа удалось сохранить кафе, то во второй раз часть расходов покрыла страховка. За те средства мы восстановили стены и крышу. А дальше спаслись тем, что заработал муж на грузоперевозках, – рассказывает Вероника.
А чтобы основной бизнес работал, понадобилась новая фура, на которую и взяли первый кредит в своей жизни.
– Если бы не фуры, мы бы не вытянули. Они помогли вырулить в непростой ситуации, – признаются супруги. – А еще спасло огромное желание работать в сфере придорожного сервиса. Вера в то, что все будет хорошо.
Когда Вероника поняла, что назад дороги нет
Между первым и вторым пожарами был тот момент, когда назрела необходимость перехода ИП в ООО, директором которого должна была стать бывший медработник – наша собеседница.
Обществу с ограниченной ответственностью под названием «ПМ Лайн» предстояло объединить воедино придорожный сервис и грузоперевозки. «ПМ» – это и есть «Панский маёнтак», а «лайн» – линия, дорога.
Именно тогда Веронике в службе занятости Крупского района предложили пройти специальные курсы по написанию бизнес-плана. Причем бесплатно. Онлайн. И которые предполагали в последующем получение государственной субсидии на развитие малого бизнеса в регионе.

Она признается, что сначала засомневалась: какие курсы, когда работы по горло? Но пошла учиться. И теперь уверена, что все сложилось, как нужно:
– В финансах я вообще ноль. Деньги, конечно, посчитать могу, но бизнес-планы никогда не писала. А там всё оказалось понятно и доступно. Ведь малый бизнес создают, как правило, не состоявшиеся бизнесмены, а люди с нуля: парикмахеры, водители, кто хочешь. И на курсах тебе все раскладывают по полочкам. Это просто идеально.
После защиты дали субсидию
– Сумму, которую мы тогда получили, уже точно не назову. Она зависит от размера базовой величины на момент получения и места нахождения объекта бизнеса. Отмечу только, что для нас это были серьёзные деньги. Их можно было потратить на новое оборудование, на ремонт, на развитие. А мы на них купили современную дорогостоящую систему видеонаблюдения и пожарную сигнализацию. Самую лучшую, какую могли. Вся субсидия ушла на нашу защиту, – подчеркивает Вероника.
Тогда это решение казалось неочевидным. Теперь – единственно верным.
– Если бы мы купили новые плиты или посудомойку – при втором пожаре всё бы сгорело. А тут сигнализация сработала. И хоть спасли кафе не полностью, но она помогла доказать, что не наша вина в том пожаре.
Женский коллектив и кадры
Сейчас в кафе работают четверо. Все женщины.
– С девчонками удобно. Кто на мангал, кто драники жарит, кто заказы принимает. Подстраиваемся, но кадров, – признаётся Вероника, – все-таки не хватает. – Я бы с удовольствием погрузилась в обязанности руководителя. А пока приходится и работать руками, и директорствовать. Три дня здесь, три дня – с документами, в банк поехать, в Минск назревшие вопросы решить… Выходных почти не бывает.

Сыну Александра и Вероники шесть лет. Когда у родителей много работы, он живёт у бабушки. Зато любую свободную минуту мама и сын стараются проводить вместе. Много разговаривают.
– Интересно, что когда я ему говорю, что я, его мама, по профессии медсестра, то он вообще не понимает, как так? Он ведь меня знает только здесь, в кафе. Говорит всем друзьям и знакомым, что мама много готовит, драники жарит. Его вкусно кормит. А в больницу придём – показываю: я так тоже работала, ходила в белом халате. Смотрит и не верит.
Кафе – тоже детище
Недавно Вероника в Минске заходила к бывшим коллегам из медцентра. И ее звали вернуться. Но она ответила честно:
– Уже не могу. В кафе каждая салфеточка моя. Каждая разработка и оформление меню, каждая тарелочка. Это тоже детище. С нуля поднимали, через пожары прошли. Как теперь бросить?

Да, она очень скучает по белому халату, по процедурному кабинету. Но подчеркивает:
– Знаете, здесь я тоже помощь людям оказываю. Только другую. Драниками, улыбкой, разговором.
Кто они – гости «Панскага маёнтка»?
Основной контингент летом – россияне. Но и белорусы путешествуют. Хозяйка отмечает:
– Есть и постоянные клиенты. Они, как правило, звонят заранее, заказывают любимые блюда, чтобы не ждать. Потому что у нас правило приготовления – только при госте. До получаса процесс может занять. Но люди знают и ждут.
Отдельная любовь – байкеры. Они также в «Панскім маёнтке» частые завсегдатаи.

– Мы ведь и сами байкеры. Мотосезон – важная часть нашей жизни, – поясняют супруги.
А если посетители просят что-то особенное приготовить – по возможности работники кухни подстраиваются. Как пример, вспомнили случай:
– Приехала мама с грудным ребёнком, кормящая. Ей было нельзя ничего из меню. Она нам рассказала, чем может подкрепиться. И мы тогда отварили ей отбивную, свежей свеклы натёрли, салат сделали. Этих блюд в меню не было, но мы приготовили. В этом, считаем, и есть привлекательность такого рода заведений.
Советы тем, кто боится начинать
– Самое главное, что я хочу сказать про господдержку: не надо бояться, что вдруг ничего не получится, – говорит Вероника. – И не думать, что ты финансово неграмотный или ничего не понимаешь в бизнесе. Сюда приходят как раз такие – с нуля. Уже в процессе обучения все разберут по полочкам. Но не стоит забывать при построении бизнеса и о рисках: вложения надо делать грамотно. Помнить, что страховка и, как в нашем случае, сигнализация – это не расходы, это защита. Наша история тому подтверждение.

А еще она подчеркивает:
– Всегда и везде держитесь друг за друга, верьте в людей и в лучшее. Ведь не зря утверждают, что один в поле не воин. Мы с мужем, свекром, моей матерью, девчонками на кухне, друзьями по байкерскому клубу пережили, как вы видите, очень многое. Но если бы сейчас мне сказали снова пройти через все это – я бы прошла. Да, немного скучаю, ностальгирую о прошлом, но мне комфортно быть той, кто я есть сейчас. И комфортно жить и работать с людьми, которым я доверяю. Проверенными огнем и временем.
Рекомендуем