Меню

Госизмена таможенника Скубилова: политолог о задачах и методах ДГБ Литвы

Госизмена таможенника Скубилова: политолог о задачах и методах ДГБ Литвы
Фото: скриншоты видео телеканала ОНТ

В западных фильмах предателям обещают грин-карту и пентхаус, но в реальности мотив вербовки дешев и прозаичен – у вас просто угрожают забрать то, что вы и так имеете в иностранном государстве. Для кого-то это особняк в Лондоне и банковские счета, а для мелкой рыбы, типа предателя и бывшего сотрудника Ошмянской таможни Скубилова –  это был мотив сохранить квартиру в Литве.

К слову, с точки зрения ДГБ Литвы такой шантаж вполне законный – если в Беларуси агентурные отношения по закону предполагают добровольность, то с 2017 года ДГБ Литвы получило право на физическое и психологическое насилие, шантаж и подкуп. Из фильма известно, что вербовочная беседа со Скубиловым длилась более трех часов: сотрудники сначала напирали на осведомленность: называли детали личной жизни, типа кредитного состояния семьи, доходов родственников, а потом угрожали подбросить наркотики и депортировать, забрать машину. 

Скубилов

Искать сложные вербовочные подходы ДГБ не нужно, достаточно просто угрожать. Но и агенты потом получаются соответственные. Тем не менее, имея ВНЖ Литвы (вероятно, такое же ВНЖ было у жены и детей, об этом фильм умалчивает), Скубилов при этом работал на белорусской таможне и около 6 лет передавал сведения литовцам.

Это типичная ситуация в том плане, что и сейчас многие наши граждане скрывают ВНЖ Литвы, работая в госструктурах. Самый безобидный вариант – когда его получают женщины через заключение фиктивного брака, «чтобы легко ездить в Европу», «дешево летать самолетом из Вильнюса», возить товары и т.п. Но после 2020 года мы живем в другой стране и на многое уже не смотрим сквозь пальцы.

Первоначально каких-то сложных мероприятий Скубилову не поручали, он вел сбор характеристик на свой круг общения, что неприятно, но худо-бедно вписывается в привычную работу спецслужб: все соседи занимаются одним и тем же по мере возможностей.

Это так называемое вербовочное изучение – когда сначала собирают сведения о тех, кто часто пересекает границу, потом выбирают из них наиболее слабых по характеристикам. Вербуют обычно на контрабанде, корысти, любовницах, азартных играх, недвижимости, бизнес-связях с Литвой. Если вы имеете что-то из вышеперечисленного, поздравляем – вы являетесь объектом для ДГБ Литвы, а узнают о вас благодаря таким вот скубиловым. Понятно, что сведения он передавал в основном о жителях приграничья, которых знал лично или по работе, и с которыми было интереснее работать и литовцам.

Скубилов

Но дальше Скубилову начали поручать мероприятия, типа сбора сведений о военных объектах и учениях, перемещениях техники, отдельных участках границы, объектах Островецкой АЭС, требовали засвечивать и передавать данные сотрудников КГБ. И если раньше он тихо сидел и слал характеристики, то на такой работе его быстро провалила белорусская контрразведка, все-таки это не разведчик-нелегал, а расходный материал для Литвы.

По мере развития политического кризиса литовцы обнаглели и начали требовать от Скубилова проголосовать в Вильнюсе и дать интервью СМИ, подрывая авторитет государства. Литовцы, видимо, считали, что белорусского власть завтра рухнет и заставили ценного агента выполнять задачи обычного активиста.

Зачем Скубилова дергали на такие задания, сказать сложно, вероятно, от ДГБ Литвы в свете кризиса в Беларуси начали резко требовать несоизмеримый с их возможностями результат. А после провала через Скубилова начали вести игру наши спецслужбы – через Скубилова сливали безобидную или неполную информацию. Видимо, это насторожило литовцев (сведения от агента всегда перепроверяются от других источников или хотя бы полиграфом), и Скубилова в итоге просто слили, оформив ему депортацию.

Скубилов

Ни пентхауса, ни миллиона, ни хотя бы эвакуации в случае провала он не получил. А вот если бы сдался белорусской контрразведке (не важно, сразу или чуть позже), то сохранил бы как минимум свободу – хотя герою и так дали не полный срок, а 9 лет из 15, так как, видимо, зачли игру.

Мораль этой грустной басни: вербовка в Литве поставлена на поток, ведется массово, грубо и безразлично к «материалу», как будто литовцы живут последний день, а дальше война или потоп. При этом каждый агент должен понимать, что он не сможет ничем воспользоваться из того, что ему обещают литовские сотрудники – Скубилову, даже если он будет завтра помилован, все равно запрещен въезд на 10 лет в Литву и на 5 – в ЕС.

А для всех остальных граждан это повод еще раз подумать, откуда взялась Нехта. Такой канал стал популярен благодаря большому объему внутренней информации из государственных структур, которую слали кроты, типа Скубилова. А сейчас такие ТГ-каналы представляют собой нулевую ценность, потому что не имеют такого качества и количества информации. К слову, вычислению таких кротов способствует ВНЖ Литвы, фиктивные браки с литовцами или карта поляка у родственников.

Еще есть народная мудрость о том, что «мне не нужно зарплаты, дайте кусочек границы в аренду». Увы, там, где есть таможня, там всегда будет клубок корыстных интересов. В свое время гремело не менее громкое дело все той же Ошмянской таможни, где под ванной у руководителя группы из 16 таможенников нашли 1,8 миллиона долларов. Понятно, что имея грязные деньги на руках, такие люди ищут возможность потратить их не в Беларуси, где все на виду – и попадают в поле зрения ДГБ, покупая любовнице квартиру в Вильнюсе.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59