Почему Южно-Китайское море остается зоной потенциального конфликта
Акватория Южно-Китайского моря и находящиеся там острова стали сферой интересов для многих государств мира. Причем, случилось это не сегодня. Еще до момента образования Китайской Народной Республики, в 1930-е годы, на острова в Южно-Китайском море претендовала Франция, объявившая об их включении в состав Французского Индокитая. Затем с началом Второй мировой войны и до 1951 года на спорные архипелаги претендовала Япония, оппонентом которой выступил сначала гоминьдановский Китай, а затем КНР, полагавшие, что «по историческому праву» они должны принадлежать Китаю. В настоящий момент свое право на спорные острова оспаривают Китай, Вьетнам, Филиппины, Тайвань, Малайзия и Бруней.
Китай заинтересован в своем суверенитете над островами в Южно-Китайском море
В 2013 году Китай начал строительство в Южно-Китайском море «Великой песчаной стены», представляющей собой искусственно насыпанные участки суши из песка и бетона, на которых стало возможным возвести здания и сооружения различного назначения, в том числе и взлетно-посадочные полосы в непосредственной близости от спорных Парасельских островов и архипелага Спратли.
Так Китаю казалось, что он реализовал свое законное право на спорные острова, но в 2016 году суд в Гааге вынес решение, в соответствии с которым КНР не имеет никаких прав на эти территории. Решение суда не было признано Пекином и явилось половинчатым, поскольку вердикта о демилитаризации и суверенитете над островами так и не было принято, поэтому можно полагать, что конфликт может разгореться в любой момент.
Китай заинтересован в своем суверенитете над островами, поскольку они находятся в непосредственной близости от его границ, а также имеют залежи полезных ископаемых. Запасы природного газа, залегающие на шельфе Южно-Китайского моря, оцениваются приблизительно в 60 триллионов кубических метров, нефти — в почти в 30 млрд тонн. Данные природные ресурсы могут способствовать экономическому росту любого из претендующих на эти территории государств. Это означает, что, предъявляя претензии на спорные острова, КНР реализует свое право на неприкосновенность и экономическую безопасность во враждебном для себя окружении.
Южно-Китайское море чрезвычайно важно с точки зрения международной логистики
Через него проходит около одной трети всех грузов, которые перемещаются морским транспортом, являющимся безальтернативно самым дешевым. Китай как раз и является крупным экспортером, 60% товаров которого перевозятся морским транспортом, в том числе и по Южно-Китайскому морю. Поэтому, реализовав свое право на острова, Китай стремится сделать свою внешнюю торговлю максимально безопасной, ибо это важно для растущей экономики, ориентированной на экспорт. На этом фоне Южно-Китайское море является ареной территориальных претензий и пересечения морских юрисдикций.
В Пекине также понимают, для чего США стремятся создать что-то подобное «азиатскому НАТО», постепенно вовлекая в двухсторонние и трехсторонние соглашения о безопасности оппонентов Китая, используя, в том числе, «связку» военных блоков AUKUS — QUAD. В такой ситуации китайское руководство просто обязано как-то отреагировать, поэтому наращивает свой военный потенциал на недавно созданной инфраструктуре на спорных островах Южно-Китайского моря.
Ситуация вокруг акватории и островов Южно-Китайского моря продолжает оставаться напряженной, поскольку Запад и его партнеры в Азиатско-Тихоокеанском регионе открыто и беззастенчиво стремятся навязать Китаю экономическое и военное соперничество. Вмешательство Запада придает пока еще назревающему конфликту особую остроту, а филиппинско-китайское противостояние при поддержке Филиппин со стороны Соединенных Штатов может еще больше накалить обстановку. Чтобы этого не произошло, все заинтересованные стороны должны как можно скорее начать предметный диалог, направленный на урегулирование противоречий и обязательно без вмешательства Запада, что значительно укрепит доверие. Иначе вероятность возникновения конфликта в Южно-Китайском море представляет собой реальную угрозу с масштабными последствиями для всего мира.