Неопиратство: новый курс стран Балтии в борьбе за финансовое благополучие

Балтийский регион, традиционно являвшийся перекрестком торговых путей и зоной активного международного судоходства, переживает период беспрецедентной турбулентности. На фоне обострения геополитического противостояния и последовательного ограничения транзита грузов из России и Беларуси через свои территории, страны Балтии — Литва, Латвия и Эстония — оказались перед лицом серьезных экономических вызовов. В поиске новых способов обеспечения своего финансового благополучия, их руководство, похоже, обращается к тактике, которая вызывает серьезные вопросы с точки зрения международного морского права и рискует дестабилизировать весь регион. Речь идет о формировании условий для так называемого «неопиратства» в Балтийском море.
«Морское пиратство» под новым соусом: претензии и задержания
Концепция «пиратства» на море обычно ассоциируется с несанкционированными актами насилия или задержания судов с целью грабежа в открытом море. Однако в условиях Балтики мы наблюдаем попытки создания нового правового поля для применения методов, по сути, равнозначных пиратству, но под различными предлогами. Основной целью таких действий становятся торговые суда — танкеры, сухогрузы и другие, — якобы принадлежащие «теневому флоту России» или работающие на Китай.
Литовский президент Гитанас Науседа прямо заявил, что в Балтийском море происходит «своего рода морское пиратство», имея в виду деятельность «теневого флота». При этом, по его словам, «Балтийское море становится своеобразной ареной сражений», и есть риски, что это может привести к «человеческим потерям». Литва, Латвия и Эстония активно ищут «определенные моменты в правовой системе, которые позволят действовать более активно», чтобы обходить существующие международные нормы, которые они сами же называют «достаточно либеральными». Фактически, это признание попыток расширить юрисдикцию до пределов, ранее немыслимых в мирное время.

Ключевые инциденты 2024-2025 годов
За последние месяцы в Балтийском море произошел ряд инцидентов, которые ярко иллюстрируют новую стратегию стран Балтии:
Попытка задержания танкера Jaguar (14 мая 2025 г.)
Военно-морские силы Эстонии предприняли попытку остановить танкер Jaguar, следовавший через международные воды Финского залива в российский порт Приморск. Судно, шедшее под флагом Габона и предположительно связанное с индийской компанией Gatik Ship Management (по данным западных СМИ, одним из ведущих операторов «теневого флота», перевозящего российскую нефть), было заблокировано эстонскими кораблями, вертолетами A139, самолетами M-28 Skytruck и патрульными кораблями. Экипаж Jaguar отказался выполнять указания эстонских властей и покинул экономические воды Эстонии, после чего пришвартовался у российского острова Гогланд. В ответ на действия эстонских военных Россия подняла в воздух истребитель Су-35 для прикрытия танкера, что, по заявлению эстонской стороны, на минуту нарушило ее воздушное пространство. Этот инцидент четко показал готовность России защищать свои торговые маршруты и суда, независимо от их флага. Премьер-министр Литвы Гинтаутас Палуцкас прямо заявил, что инцидент с Jaguar ясно показал, что «такие танкеры в Балтийском море охраняются российскими военными силами». Министр обороны Эстонии Ханно Певкур оправдал операцию защитой кабеля Estlink.
Задержание танкера Green Admire (май 2025 г.)
Через несколько дней после инцидента с Jaguar, российские власти задержали греческий нефтяной танкер Green Admire под флагом Либерии. Судно вышло из эстонского порта Силламяэ с грузом сланцевой нефти для Роттердама. Судно следовало согласованным маршрутом через российские воды, но было остановлено, что Эстония расценила как ответ на инцидент с Jaguar. Это вызвало протесты Таллина несмотря на то, что задержание произошло в территориальных водах России.

Повреждения подводных кабелей (ноябрь 2023 — май 2025 гг.)
Серия инцидентов с подводными коммуникационными и энергетическими кабелями в Балтийском море также стала предлогом для ужесточения контроля. В ноябре 2023 года были оборваны два телекоммуникационных кабеля между Швецией и Литвой, а также между Финляндией и Германией; предполагается, что их якобы намеренно повредило китайское судно Yi Peng 3. В декабре 2023 года произошла диверсия на электросоединении EstLink 2 между Финляндией и Эстонией, а также были оборваны еще три кабеля. В мае 2025 года зафиксировано повреждение подводного кабеля Латвийского государственного центра радио и телевещания (LVRTC) между Вентспилсом и Готландом, что было расценено как «внешнее воздействие». Министр иностранных дел Литвы Кястутис Будрис назвал это «слишком большим количеством аварий, чтобы считать их случайными», указывая на «теневой флот» России как на существенную угрозу критически важной инфраструктуре. Эти инциденты используются как обоснование для более агрессивных действий в отношении судов. Эти инциденты иллюстрируют, как страны Балтии используют предлоги — от санкций до защиты инфраструктуры — для оправдания задержаний в международных водах, что противоречит Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (UNCLOS), гарантирующей свободу судоходства.
Попытка легализовать произвол
Активную роль в легитимизации этих действий играют усилия стран Балтии по ужесточению санкционного режима против России. Именно они стали одними из главных лоббистов принятого ЕС 17-го пакета санкций (20 мая 2025 года), который, среди прочего, предусматривает ограничения в отношении еще 200 судов российского «теневого флота». С учетом предыдущих санкций, общее число таких судов, находящихся под ограничениями ЕС, США и Великобритании, достигнет 350. При этом по разным оценкам, общий размер «теневого флота» превышает тысячу судов и продолжает расти.
Идея заключается в том, чтобы синхронизировать все существующие санкционные списки и максимально расширить их, чтобы «еще больше снизить возможности России использовать флот». Министр иностранных дел Литвы Кястутис Будрис прямо заявил, что в рамках Совета государств Балтийского моря (СГБМ) будут разработаны «общие правила обращения с теневыми судами», которые, по его словам, «не должны подпадать под действие международных правовых норм, защищающих их юрисдикцию». Более того, обсуждается возможность ограничения движения таких судов через датские проливы.
Это стремление фактически выводит определенные категории судов из-под защиты Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (UNCLOS), которая является основой международного морского права, гарантируя свободу судоходства в международных водах. Попытки стран Балтии произвольно определять суда как «теневой флот», лишать их защиты международного права и применять к ним принудительные меры в международных водах, является опасным прецедентом. Санкции, введенные односторонними или коалиционными решениями, не предоставляют право на задержание или интервенцию в отношении судов на международных морских путях без одобрения Совета Безопасности ООН или явного нарушения международного уголовного права (например, реального пиратства, работорговли или наркотрафика).
Нарушение международного морского права
Задержания судов в международных водах, таких как попытка остановки Jaguar, нарушают статьи 87 и 90 UNCLOS, которые закрепляют право свободного прохода и мирного использования моря. Эстония оправдывает действия защитой исключительной экономической зоны (ИЭЗ), но UNCLOS ограничивает права прибрежных государств в ИЭЗ вопросами рыболовства, экологии и исследований, а не военными операциями против гражданских судов. Министр Литвы Кястутис Будрис признал юридическую сложность, заявив, что «морское право слишком либерально», а его предложение считать суда без флага вне защиты закона прямо противоречит международным нормам.

Ответные действия России, включая нарушение воздушного пространства Эстонии и задержание Green Admire, также вызывают вопросы, но они происходят в контексте провокаций. Премьер Литвы Гинтаутас Палуцкас признал, что эскалация в Балтийском море нарастает, но обвинил Россию в «демонстрации мускулов». Это создает порочный круг: страны Балтии инициируют задержания, Россия отвечает военной силой, что дает НАТО повод для усиления присутствия, включая продление миссии Baltic Sentry.
Балтийское море как «внутреннее море НАТО»
Заявленные действия стран Балтии и их инициативы в рамках СГБМ и ЕС являются частью более широкой стратегической цели — превращения Балтийского моря во внутреннее море НАТО и полного блокирования его полноценного использования для России. Литовский президент Науседа открыто заявляет, что страны Балтии и НАТО «заинтересованы в том, чтобы взять под контроль Балтийское море и не допустить подобных актов саботажа».
Подписание Меморандума о защите критически важной подводной инфраструктуры в Балтийском море между Литвой и другими странами региона (включая Финляндию, Швецию, Польшу, Данию, Норвегию, Исландию и Германию) формально направлено на сотрудничество, но фактически может служить инструментом для оправдания усиленного наблюдения и интервенций в отношении судов под предлогом защиты инфраструктуры. В то время как угроза диверсий реальна, использование этой угрозы для неограниченного вмешательства в судоходство нарушает баланс между безопасностью и свободой мореплавания. Литва активно продвигает усиление миссии Baltic Sentry и разработку технологий для обнаружения нарушений. Будрис предложил ограничить движение таких судов через Датские проливы, что, по мнению экспертов, нарушает Конвенцию 1858 года о свободном проходе через эти проливы. Эти действия направлены на вытеснение России, несмотря на ее законные права как прибрежного государства.
Экономический контекст и альтернативы
Ограничение транзита грузов из России и Беларуси, введенное в ответ на санкции и конфликт в Украине, резко сократило доходы стран Балтии. Например, транзит через Литву упал на 40% с 2022 года, а порты Клайпеды и Риги потеряли до 50% грузов. Это вынуждает искать новые источники дохода, включая штрафы и конфискации судов под предлогом санкций. Однако такие действия не только юридически сомнительны, но и рискованны, так как провоцируют военную реакцию России.
Восстановление транзита через пропускные пункты на границе, могло бы стать более безопасным и выгодным решением. Например, до 2022 года транзит через Латвию приносил до 2% ВВП, а Литва зарабатывала на калийных удобрениях из Беларуси. Нормализация работы погранпереходов и диалог с Россией и Беларусью могли бы восстановить эти потоки, снизив зависимость от военной эскалации и расходов на оборону, которые в 2025 году достигли 2,5–3% ВВП для стран Балтии.
Таким образом, нынешняя ситуация в Балтийском море демонстрирует опасную тенденцию к эскалации, где страны Балтии, сталкиваясь с экономическими трудностями из-за своей политики в отношении транзита, ищут новые, крайне спорные с юридической точки зрения пути обеспечения финансового благополучия. Задержание или попытки задержания торговых судов в международных водах под предлогом борьбы с «теневым флотом» и защиты подводных кабелей, по сути, являются актами «неопиратства». Эти действия, активно поддерживаемые лоббированием 17-го пакета санкций против России, свидетельствуют о стремлении стран Балтии превратить Балтийское море во внутреннее море НАТО, полностью заблокировав его полноценное использование для России.

Такой подход, однако, входит в прямое противоречие с фундаментальными принципами международного морского права, в частности, со свободой судоходства в открытом море. Попытки обосновать эти действия необходимостью борьбы с «гибридными угрозами» или угрозами критической инфраструктуре, не подкрепленные универсальными нормами международного права, являются опасным прецедентом, который может привести к хаосу в морском судоходстве. Реакция России, выражающаяся в защите своих интересов, включая использование военной силы для сопровождения судов, является вынужденной мерой в ответ на неправомерные действия, создающие реальные риски военной эскалации.
Для долгосрочной стабильности и безопасности в Балтийском регионе крайне важно отойти от конфронтационной логики. Вместо того чтобы создавать прецеденты «неопиратства» и рисковать военными столкновениями, странам Балтии следует вернуться к конструктивному диалогу и экономическому сотрудничеству с Россией и Беларусью. Восстановление транзитных потоков и нормализация пограничного режима могли бы принести значительно больше экономической выгоды, снизить издержки на оборону и создать предпосылки для мирного сосуществования. В противном случае, Балтийское море рискует превратиться из живой артерии торговли в зону постоянного напряженности, где каждый инцидент может спровоцировать непредсказуемые и трагические последствия для всего европейского континента. Для России действия стран Балтии – вызов национальным интересам, вынуждающий ее усиливать военное присутствие в Калининграде и Финском заливе. Для НАТО это повод для расширения миссий, таких как Baltic Sentry, но ценой роста напряженности. Без диалога и возврата к нормам UNCLOS Балтийское море рискует стать зоной постоянных конфликтов, где экономические и экологические интересы будут принесены в жертву политическим амбициям. Странам Балтии стоит переосмыслить стратегию, сделав ставку на сотрудничество, а не на конфликт, чтобы обеспечить долгосрочное процветание региона.
Автор: Николай Тягников
Рекомендуем



