Меню

«Гигант» расправил плечи: Либаво-Роменская дорога в архивных снимках

дорога
Фото: фонда Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов. На фото: 2. Товарная станция Либаво-Роменской железной дороги в Минске — нынешняя станция Минск-Сортировочная БЖД — сожженная в ходе отступления польских войск, Государственный исторический музей СССР, Минская губерния, 27 августа 1920 г.

150 лет назад — в 20-х числах июня 1874 года — по минскому участку Либаво-Роменской железной дороги проследовал первый пробный поезд в сторону последней вводимой в эксплуатацию с июля того года ветки — речь об участке Бахмач-Ромны. Именно летом 1874-го было окончательно пущено сквозное движение по всему транспортному пути, существование которого хорошо отразилось на экономическом развитии Минской губернии и всего Северо-западного края Российской империи.

Выкупленный в казенную собственность и перешедший в ведение Министерства путей сообщения, Либаво-Роменский «гигант» был в советское время перестроен и дополнен, пережил две Мировые войны и Гражданскую, став становым хребтом современной Белорусской железной дороги.

Либаво-Роменская железная дорога не ушла в небытие — она растворилась в настоящем и будущем. До сих пор синюю форму с золотистым колесом и крылышками носят потомки строителей и путейцев «гиганта», места его станций заняли новенькие пункты железнодорожной инфраструктуры, адреса, где заседали светлые головы в инженерной форме и путейских фуражках — главное управление дороги в Минске или Гомельская мастерская в городе на реке Сож (сейчас тут Гомельский вагоностроительный завод) — до сих пор остаются частью урбанистического пейзажа страны…

А значит Либаво-Роменская дорога, перевоплотившись в своих «потомках», продолжает жить — в том числе и на изображениях фонда Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.

Вид типового сторожевого дома Либаво-Роменской железной дороги в районе Борисова, Белорусская железная дорога, Минская губерния, 1917 г.
Стенд Жлобинского историко-краеведческого музея, запечатлевший возведение Либаво-Роменской железной дороги в окрестностях города в 1870 — 1873 гг.: при изготовлении макета использовалась фотохроника, рисунки и воспоминания участников строительства, А. Шейнов, газета «Новы дзень», Гомельская область, май 1995 г.
Старейший путепровод (по терминологии того времени — «переезд) сквозного движения Либаво-Роменской железной дороги, открытый летом 1874 г. и проходивший в Минске по современной улице Московской, Белгоспроект, Минская губерния, предположительно 1881 г.
Железнодорожный переезд Либаво-Роменской железной дороги в районе современной улицы Железнодорожной в Минске, В. Коляда, Минская губерния, 1897 г.
Здание управления Либаво-Роменской железной дороги на улице Серпуховской в Минске, Минская губерния, февраль 1917 г.
Семья потомственных железнодорожников Кривчиков: учащийся Минского лицея транспортного строительства Денис, инженер-конструктор строительно-монтажного треста Белорусской железной дороги Нина Кузьминична, правнук строителя Либаво-Роменской железной дороги Анатолий Петрович, оформитель и ремонтник искусственных сооружений железной дороги Сергей (первый справа) и его жена-железнодорожница Марина (вторая справа), С. Шелег, газета «Минский курьер», июнь 2009 г.
Дом №26 по улице Володарского (она же улица Кирова, 11) в Минске — бывшее здание управления Либаво-Роменской железной дороги на улице Серпуховской (переименована в 1922 г.) после возвращения строению «оригинального» исторического дореволюционного окраса, А. Сардаров, журнал «Архитектура и строительство», зима 2010 г.
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59