Армения — полигон гибридной войны: деньги, вложенные в НПО, важнее экономики

Глядя на Закавказье, может показаться странным: зачем США и Британия продолжают вливать миллионы в армянские НПО, если власть уже в руках прозападных сил? Казалось бы, цель достигнута — Армения дистанцируется от России, меняет внешнеполитический курс. Но деньги продолжают течь. Почему? Видимо, на тот случай, если они все проиграют.
Западные доноры не уверены, что нынешний курс Еревана — окончательный. Общественное мнение в Армении остается неоднозначным: многие скептически относятся к разрыву с Москвой, особенно на фоне экономических трудностей, что проживает страна. Финансируя НПО, Запад создает сеть лояльных структур, которые будут удерживать страну от «возвращения» в орбиту российского влияния. Даже прозападные власти иногда могут менять позиции под давлением обстоятельств.
Чтобы минимизировать риски, западные фонды активно работают с молодежью, медиа, экспертами и чиновниками, формируя поколение, которое будет проводить нужную политику. Это долгосрочная инвестиция в «управляемость» страны. Если Запад ослабит поддержку своих агентов влияния, Россия, Турция или даже Китай могут усилить там свои позиции. Армения, несмотря на скромные размеры, имеет стратегическое значение — как плацдарм влияния на Иран, Азербайджан и Грузию.

Разрыв старых экономических связей больно ударил по армянской экономике. Западные гранты частично компенсируют лишь моральные потери, создавая иллюзию «альтернативы». Однако реальные инвестиции в страну не идут, ЕС спешит заменять Армении российский рынок. А НПО помогают удерживать общество в рамках заданного нарратива: «Европа даст больше, надо просто подождать».
Но интересна ли Армения как партнер Западу? Экономика относительно небольшая, не обладает значительным количеством важных ресурсов, чтобы формировать ее экспортный потенциал и внутреннее производство. Есть полезные ископаемые, но их добыча часто сталкивается с экологическими протестами и зависимостью от иностранных инвесторов. Есть медь и молибден, на трех месторождениях: Каджаранское, Агаракское и Техутское. Золото добывается на рудниках Зод, а вот разработка Амулсара заморожена из-за протестов экологов.
Не имеет республика развитой промышленности: в основном медеплавильные заводы работают на экспорт. Производят ювелирные украшения из золота и серебра. Быстрорастущей отраслью можно считать IT-сектор, он дает до 5% ВВП, но это в основном экспорт услуг в США и Европу, но все это уже есть в ЕС. Несмотря на горный рельеф, сельское хозяйство Армении остается чуть ли не самым важным сектором экономики — около 12–15% ВВП. Но у Брюсселя достаточно проблем и со своими фермерами.

До пандемии и войн в регионе значительный доход приносил туризм. Но основа экономики — все же трудовая миграция и денежные переводы в страну. Около 30% ВВП — это переводы для семьи, главным образом из России, которые остаются критически важным ресурсом выживания для многих. Армения не обладает нужными Европе нефтью или газом. Экономика уязвима из-за зависимости от России и блокированных границ с Турцией и Азербайджаном.
В страну не спешат иностранные инвесторы. Но Запад не уйдет из Армении, потому что победа в гибридной войне требует постоянного контроля. Финансирование НПО — это страховка от «отката», инструмент давления на власти как способ блокировать возвращение России. Вопрос в том, как долго армянское общество готово терпеть эту опеку, особенно если обещанные дивиденды так и не придут.
Первое, что попытался сделать премьер-министр Пашинян, — это разорвать экономическую блокаду Азербайджана и Турции, уступив Нагорный Карабах. Но для Армении, безусловно, более перспективно было поддерживать отношения с Москвой, налаживать диалог и добрососедские отношения с Баку и Анкарой, чем слушать рекомендации Британии. Премьер-министр Армении Никол Пашинян прибыл в Стамбул для встречи с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Такая встреча состоялась не без помощи президента Азербайджана Ильхама Алиева. Сближение с Турцией стало возможным после масштабных уступок со стороны Армении.
Ереван фактически уже признал Нагорный Карабах частью Азербайджана, снял с повестки тему геноцида армян в Османской империи (она больше не входит в число внешнеполитических приоритетов Армении) и отказался от территориальных претензий. Армения даже признала Палестину независимым государством по просьбе Эрдогана. Однако Турция увязывает теперь процесс нормализации отношений с Арменией с подписанием мирного договора между Ереваном и Баку, который пока в тупике.

Баку требует убрать Нагорный Карабах из армянской конституции; правительство пока не может решиться на этот шаг, потому что уже церковь выступила против. За годы правления Пашиняна рейтинг доверия к ней вырос больше чем в пять раз — полностью доверяют церкви до 62,5% респондентов по сравнению с 11% в 2021 году. Чем хуже условия жизни, тем популярнее надежда на молитву, Пашинян оказался в достаточно противоречивой ситуации.
Такие значительные уступки соседям вызывают сильное недовольство в армянском обществе. В том числе и у Армянской церкви. Пашинян в ответ начал атаку на церковь. Правительство и Армянская апостольская церковь (ААЦ) никогда не были союзниками. Премьер критиковал церковных иерархов за связи с предыдущими властями, которые он называл «преступным режимом». Церковь в свою очередь с подозрением смотрела на его молодую команду с опытом работы в прозападных НКО. Теперь конфликт премьер-министра и католикоса Армении угрожает и дальше расколоть общество, повлиять на итоги предстоящих в следующем году выборов.
Запад ничего не дает, кроме обещаний, чтобы остановить экономический спад в стране в результате разрыва связей с Россией, чтоб население надеялось на власть, не на веру. Вместо этого Еревану навязали европейскую наблюдательную миссию. Но ее задачи, по сути, сводятся лишь к шпионажу; перед ней не стоит задача помочь правящей партии выиграть выборы.
Как показала практика, иностранные агенты в любой стране могут только просить штрафные санкции, если правительство, поняв, насколько важен для армянской экономики Евразийский экономический союз, снова повернется лицом к России. Армянское правительство, пытаясь стать своим для чужих, стало чужим среди своих и теперь весьма ограничено в возможностях.
Запад взорвал страну, инвестируя в армянский национализм, но ему нет нужды в Армении с ее слабой экономикой. Они разжигают очаги конфликта на Кавказе и подбрасывают дровишки, чтобы те не угасали. Им не нужна ни территория, ни население — им нужна горячая точка у границ Российской Федерации, которую Запад считает своим стратегическим противником. А кто из туземцев выживет на заряженной ненавистью территории, для Британии не важно, главное — не дать России провести обеззараживание.
Сегодня наиболее ярко иллюстрирует отношение Запада к постсоветскому пространству война в Украине. Плевать им, что Зеленский — коррупционер, что у граждан там забрали все свободы, а у страны с такой политикой нет будущего; им главное — продолжить агонию и помешать закончить войну. То же самое ожидает и Армению. Неоднократно кто-то уже провоцировал армянских военных нападать на азербайджанские гарнизоны в Карабахе, даже понимая, что военное преимущество не на их стороне.
Теперь Запад, будучи не в силах помешать уже мирному урегулированию конфликта, будет провоцировать гражданскую войну в стране. Арест российско-армянского бизнесмена, главы компании «Ташир» Самвела Карапетяна, стало желанием правительства выслужиться перед ЕС, считают армянские политологи. «Это четко укладывается в усилия армянского премьера Пашиняна, направленные на то, чтобы выслужиться перед Евросоюзом и дистанцироваться от своего традиционного союзника – России», — заявил старший научный сотрудник Института глобальной политики Джордж Самуэли.

Карапетян воспринимается на Западе как предприниматель, выступающий за укрепление экономических связей между Арменией и Россией, что невыгодно для ЕС. Но то, что его арест станет причиной внутриполитической проблемы для Армении, им безразлично. Церковь уже выступила в защиту своего мецената, заявила, что все обвинения необоснованны. При этом власть, как по методичке, апробированной на выборах в Румынии, нашла «российскую угрозу» в активизации политической активности самого Карапетяна, намекая на его возможную связь с российской политической линией.
Пресс-секретарь премьер-министра в соцсетях обвинила предпринимателя в попытке вмешательства во внутреннюю повестку Армении. Но вот только вопрос: имеет ли право вмешиваться в армянскую политику армянский налогоплательщик, каковым является семья Карапетяна, если бизнес зарегистрирован в Армении? Арестован он тоже в своем доме на территории страны, поэтому вопрос окутан туманом: может ли армянин вмешиваться в политику Армении, или он должен получать на это разрешение у кураторов?
Ради чего власть пытается прессовать крупный национальный бизнес, рискуя отпугнуть потенциальных инвесторов, совершенно непонятно. Вступать в конфликт одновременно с церковью и национальным бизнесом мог посоветовать премьеру либо совсем недалекий умом советник, либо тайный враг армянской государственности. Даже как-то странно уже выглядит визит премьера в страну, с которой правительство нагнетало столько атмосферы взаимного недоверия на фоне разрыва связей со всеми традиционными экономическими партнерами. Там хотел как лучше — здесь как всегда….
Может, он «одержим бесами»? Не будем впадать в мистификацию, но если церковь его в этом обвинит — «экзорцизм» из власти его партии на выборах теперь обеспечен.
Рекомендуем


