Транспортная революция: до конца 2024 года Жодино станет полностью электробусным
В Жодино планируют реализовать пилотный проект «Зеленый город», согласно которому весь транспорт в населенном пункте должен стать экологичным. Когда именно электробусы начнут курсировать по улицам города, будет ли такой эксперимент иметь успех — об этом и не только говорили на совещании с участием премьер-министра Беларуси Романа Головченко и председателя Минского облисполкома Александра Турчина.
Проект «Зеленый город» был запущен на базе филиала «Автомобильный парк №18» ОАО «Миноблавтотранс». Он предполагает замену всех дизельных автобусов на экологичные электробусы. Под них будет создана и необходимая зарядная, а также сервисная инфраструктура.
Пилотный проект предполагает не просто выпуск определенного количества электробусов. Планируется создать отдельный маршрут, на котором будут работать только электробусы.
— Фактически это станет лакмусовой бумажкой. Сегодня во многих городах Беларуси есть как минимум по одному электробусу МАЗ, но полную экономию электроэнергии нельзя определить, так как эти электробусы интегрированы либо в автобусную сеть, либо в троллейбусную. Когда будет работать отдельный маршрут, станет ясно, сколько электроэнергии потребляет электробус, какие расходы необходимы для эксплуатации такого вида транспорта, — обратил внимание заместитель коммерческого директора по реализации пассажирской техники ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «Белавтомаз» Владимир Дормаш.
Всего для города машиностроителей будет изготовлено порядка 15 электробусов МАЗ-303Е: именно такие выпускает цех сборки электротранспорта, открытый в декабре 2020 года в Жодино.
Кстати, горожане сами выбирали расцветку своих электробусов: они будут лазурно-бело-черные.
— У нас уникальный случай: Беларусь обладает многими преимуществами, которые позволяют нам оперативно перейти к массовому внедрению электротранспорта, — отметил Роман Головченко.
— В стране есть несколько серийных полноценных производителей электротранспорта: электробусов и троллейбусов с автономным ходом и классических. У нас есть собственная школа, высокий уровень локализации, собственная зарядная инфраструктура, умные остановки и так далее. Поэтому мы готовы к внедрению электротранспорта.
С другой стороны, подчеркнул премьер-министр, стоить это будет недешево.
— Но без того, чтобы сделать такой скачок, мы не перейдем к массовому внедрению электротранспорта. Ведь здесь не только социальный или экономический эффект — это очень важное мероприятие внешнего маркетинга по продвижению белорусского электротранспорта. Важно продемонстрировать нашим потенциальным партнерам полностью работающее решение в рамках такого компактного города, как Жодино, куда приезжает много иностранных делегаций. Плюс здесь расположен «БелАЗ». Это еще один из факторов, почему было решено остановиться именно на данном населенном пункте.
Пока электробусы — действительно довольно дорогой вид транспорта. Однако в 2026-2027 годах его стоимость должна сравняться со стоимостью автобуса на традиционном виде топлива.
— С одной стороны, снизится стоимость батареи. В то же время будет расти стоимость нефти. Надо заранее готовиться к этому. По совокупности данных факторов мы в ближайшее время примем решение, и до конца 2024 года Жодино станет полностью электробусным.
По итогам пилотного проекта будет принято решение о его масштабировании на всю Беларусь.