Меню

Нехватка кадров и секретность мешают Пентагону работать с партнерами в космосе

Нехватка кадров и секретность мешают Пентагону работать с партнерами в космосе
Фото: NASA, РИА Новости, United States Space Force, AP Photo, U.S. Air Force

Космос, некогда бывший ареной соперничества двух сверхдержав, сегодня превратился в многолюдное и потенциально конфликтное пространство. Для Соединенных Штатов, чья военная и экономическая мощь критически зависит от космических технологий, превосходство на этой высоте стало вопросом нацбезопасности. Однако в новой, многополярной, космической гонке в одиночку не победить. Вашингтон провозгласил курс на тесное сотрудничество с союзниками, видя в этом ключ к созданию устойчивой и безопасной космической архитектуры. Но, как показывает свежий отчет Счетной палаты США (GAO) за июль 2025 года, путь от деклараций к реальной интеграции усеян многочисленными препятствиями, обнажая глубокие системные проблемы внутри самого американского оборонного ведомства.

Больше организаций — меньше координации

С созданием Космических сил США в 2019 году и активизацией Космического командования (USSPACECOM) количество американских военных структур, занимающихся космосом, резко возросло. Логично было бы предположить, что это приведет к усилению фокуса и эффективности. Однако на практике породило путаницу и разобщенность, особенно для иностранных партнеров. Отчет GAO, подкрепленный свидетельствами официальных лиц из стран-союзников, рисует картину бюрократического лабиринта. Представители Австралии, Канады, Японии и европейских стран жалуются, что им трудно определить, с кем именно в Пентагоне нужно координировать действия.

эмблема

Возникает закономерность: рост числа специализированных ведомств не гарантирует улучшения межведомственного и международного взаимодействия, а без четкого разграничения полномочий может приводить к обратному эффекту. На примере Европейского командования США (USEUCOM) видно, что в зоне его ответственности действуют более десяти различных американских организаций, связанных с космосом. Это приводит к тому, что Космические силы могут проводить мероприятия с союзником в Европе, даже не уведомив об этом само Европейское командование, что подрывает общую стратегию и создает риск «перегрузки» партнера противоречивыми запросами. Эта проблема организационного хаоса не нова для Министерства обороны США: аналогичные сложности ранее возникали при координации киберопераций.

Секретность как тормоз

Одной из самых серьезных преград, по мнению GAO, является чрезмерная и зачастую устаревшая система классификации информации в США. Пентагон сталкивается с постоянными трудностями при передаче союзникам данных, необходимых для совместных операций и учений. Использование маркировки «NOFORN» (Not Releasable to Foreign Nationals — не для передачи иностранцам) стало системной проблемой. Даже старшие офицеры по обмену из стран, входящих в разведывательный альянс «Пять глаз» (Австралия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, США) самого тесного круга союзников, оказываются отрезанными от ключевой информации, необходимой для выполнения их же обязанностей. Это низводит их роль до уровня офицеров связи и не позволяет в полной мере использовать опыт и потенциал. Эта проблема особенно остро проявляется во время учений. Например, союзники не были допущены к недавним учениям «Space Flag», так как оперативный план был засекречен и не подлежал передаче иностранцам. В другом случае союзник не смог полностью интегрироваться в учения, поскольку сценарий содержал закрытые для него данные.

флаг

Здесь прослеживается такая ситуация: существующая в США культура секретности, унаследованная со времен холодной войны, не адаптирована к современной модели сетевого союзничества и может стать главным препятствием для построения единого фронта в космосе. Проблема классификации информации коренится в исторической практике США, где космическая сфера традиционно считалась высокочувствительной из-за ее прямого влияния на национальную безопасность, включая спутниковую разведку и системы предупреждения о ракетных атаках. Однако в современном контексте, где потенциальные противники активно развивают космические программы, излишняя секретность может быть контрпродуктивной, снижая эффективность коалиционных операций. Несмотря на шаги по пересмотру политики, классификация информации остается значительным барьером, считают в GAO.

Кадровый голод и нехватка компетенций

Новая структура требует новых кадров, и здесь Космические силы США испытывают серьезные трудности, отмечается в отчете GAO. Созданные при боевых командованиях (таких как CENTCOM и INDOPACOM) компонентные подразделения Космических сил, которые должны стать ключевым звеном в работе с союзниками, страдают от острой нехватки персонала.

военные

Планировщики: в компоненте USINDOPACOM, ключевом для сдерживания Китая, на июнь 2024 года была лишь малая часть от необходимого числа специалистов по планированию (2 из 9), которые к тому же были загружены другими задачами.

Специалисты по безопасности: компонент USCENTCOM вообще не имеет собственных офицеров по раскрытию информации (FDO), полагаясь на специалистов командования, не обладающих экспертизой в космической сфере. Это приводит к задержкам и отказам в передаче данных «из чрезмерной осторожности».

Обучение: многие сотрудники, занимающиеся вопросами сотрудничества, не имеют формальной подготовки и опыта в этой специфической области. Проблема усугубилась временной отменой в 2024 году базовых курсов по космосу (Space 100, 200, 300) для союзников, что вызвало их серьезное беспокойство. Хотя курсы были возобновлены, инцидент показал, насколько хрупким является взаимодействие, а их доступность сократилась из-за нехватки преподавателей и аудиторий.

В GAO полагают, что США рискуют создать «бумажных тигров» — структуры для взаимодействия с союзниками, не обеспеченные достаточным количеством квалифицированных кадров. Это подрывает доверие и ставит под сомнение способность Вашингтона реализовать заявленные амбициозные цели. Нехватка кадров также является следствием стратегической недооценки роли союзников в космической безопасности, где приоритет отдается технологическим проектам, а не развитию кадрового потенциала для международного сотрудничества.

Технологическая разобщенность и луч надежды

Еще одним барьером, указанным в отчете GAO, является несовместимость систем и форматов данных между США и их партнерами. Разные военные организации используют различные системы для обработки и анализа информации, что делает практически невозможным оперативное использование данных, предоставляемых союзниками. В документе подчеркивается, что различия в стандартах данных и коммуникационных системах затрудняют оперативное взаимодействие. Эта проблема не уникальна для космической сферы; аналогичные трудности наблюдались в НАТО в области кибербезопасности, где стандартизация протоколов заняла десятилетия. В космосе ситуация осложняется тем, что многие союзники США, такие как Франция или Япония, только начинают развивать военные космические программы, и их системы не соответствуют американским стандартам.

Однако именно здесь появляется нестандартное и эффективное решение — использование коммерческих данных. Проект Joint Commercial Operations (JCO), запущенный в 2020 году, позволяет обмениваться несекретными данными о космической обстановке, полученными от частных компаний. Это снимает барьеры секретности и позволяет оперативно делиться информацией с широким кругом партнеров. Например, с помощью этих данных Южное командование США помогло правительству Перу в эвакуации при лесных пожарах. JCO стал успешным примером того, как можно обойти бюрократические препоны, и получил значительное финансирование в 2024 году.

космос

Таким образом, космическое сотрудничество США с союзниками сталкивается с комплексом проблем, от бюрократии и секретности до нехватки кадров и технической разобщенности. Эти барьеры отражают более глубокий конфликт между амбициями глобального лидерства и устаревшей организационной культурой.

США, создав множество новых структур, не смогли обеспечить их ресурсами и координацией. Это ведет не к усилению, а распылению сил и созданию путаницы для союзников. Если тенденция сохранится, США рискуют утратить роль «естественного» лидера в космической сфере, и союзники начнут формировать более локальные и гибкие альянсы (например, в рамках Европы) без оглядки на Вашингтон. Возможно, в ближайшие 5-10 лет мы увидим рост «космической автономии» со стороны таких игроков, как Франция, Япония и даже Австралия. Они будут продолжать сотрудничество с США, но параллельно инвестировать в собственные независимые возможности и создавать альтернативные сети обмена информацией, чтобы не зависеть от американской бюрократической машины.

Успех JCO — это не просто тактический ход. Это предвестник тектонического сдвига. Частный сектор, свободный от оков гостайны и межведомственных войн, становится главным драйвером интеграции. Пентагон, возможно, неосознанно для себя, нашел решение проблем не внутри, а вовне.

Дальнейшее развитие событий может пойти по одному из двух путей: либо оборонное ведомство примет новую реальность и сделает ставку на коммерческо-государственное партнерство как основу союзнического взаимодействия, либо традиционное «лобби секретности» попытается ограничить роль коммерческих данных, что приведет к стагнации. Нельзя исключать, что мы станем свидетелями нарастающей борьбы внутри Пентагона между сторонниками «открытой архитектуры» на базе коммерческих данных и адептами «закрытого контура». От исхода этой борьбы будет зависеть будущее космического доминирования США. Если победит первый подход, США смогут построить действительно глобальную и эффективную коалицию. Если второй — рискуют остаться в изоляции со своими секретами, в то время как остальной мир будет сотрудничать на более гибких и открытых платформах.

спутник

В конечном счете, главная угроза космическому лидерству США исходит не от противников, а внутренних «демонов»: негибкой бюрократии, устаревших подходов к секретности и неспособности быстро адаптироваться к меняющемуся миру. Космос не прощает медлительности, и окно возможностей для построения прочного союзнического фундамента стремительно закрывается.

Поживем — увидим, сможет ли Пентагон преодолеть эти внутренние барьеры или же «имперское перенапряжение» приведет к ослаблению позиций США в космосе?

Автор: Николай Тягников

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59