Банковская карта, карманные расходы и самодисциплина. Как научить ребенка правильно распределять деньги?
С детства каждый из нас обращал внимание на красивые яркие купюры — какой-то хватает только на мороженое, а на эту уже возможно купить целую уйму сладостей! Проходит время — мы взрослеем, порой не замечая, как не умеем обращаться с деньгами. Почему кто-то благодаря своему дару грамотно распределять деньги может получить от жизни приличные бонусы, а кто-то постоянно находится в долгу?
Корень проблемы заключается в том, что далеко не каждый умеет правильно обращаться с деньгами, кто-то умеет жить по средствам и правильно тратить полученные, благодаря работе средства, кто-то совсем не умеет распределять свои доходы и имеет долги.
С самого детства родители учили меня грамотно относится к деньгам. По сей день помню смятые в своем кулачке купюры, которые бабушка вручала мне на поход в магазин. Тогда я старался сберечь и грамотно потратить полученную сумму — распределять оставшиеся деньги или вовсе отложить, если мне разрешали. Всегда замечал, как многие сверстники пропускали деньги на ненужные безделушки и в конечном счете «оставались с носом». Повзрослев вижу аналогичную картину в нашем обществе, так как всегда хочется потратить побольше…
Уверен, что финансовую грамотность нужно развивать с молодых ногтей, когда у ребенка закладываются основные ценности и правила поведения в обществе. В этой связи научить свое чадо должным образом распределять средства должен каждый родитель.
Возьмем за пример детские игрушки. Когда ребенок просит купить ему очередную машинку или куклу, не спешите идти у него на поводу. Ведь мозг получает дофамин не от покупки, а от предвкушения. Предложите добавить игрушку в список желаемых покупок. Раз в неделю ребенок может пересматривать список и выбирать наиболее нужную покупку. Таким образом он научится определять важное, расставляя приоритеты.
В пять-семь лет дети готовы воспринимать уже более сложные конструкции, они могут контролировать свое поведение и обдумывать свои желания. А самое главное, что они уже могут воспринимать деньги с точки зрения социального механизма. В это время они готовы к знакомству с такими понятиями, как цена и выгода. В этом возрасте важно заложить понимание того, что, если у человека появляются деньги, их не стоит тут же тратить.
Давать деньги на карманные расходы можно с младшего школьного возраста. Чаще всего ребята тратят свои первые финансы на сладости и недорогие игрушки. Не стоит их за это ругать. Карманные деньги — это дополнительный бонус на необязательные мелочи и сладости. Первые карманные деньги можно потратить вместе с ребенком — обсуждая товары, высчитывая стоимость и сдачу, которую должен выдать кассир.
Объяснив смысл накоплений, стоит перейти к практике. Одно дело давать детям небольшие суммы, которые можно потратить разве что на сладости. Совсем другое дело — банковская карта. Ребенку школьного возраста стоит завести детскую карту, которую предлагают многие банки. Фактически речь идет о дополнительной карте, которая привязана к отдельному счету. Через мобильное приложение в телефоне возможно увидеть все операции и устанавливать необходимые лимиты.
С 13-18 лет ослабьте контроль. Подростки любят принимать решения самостоятельно. Так, ребенок научится брать ответственность на себя. Пусть лучше он немного ошибется сейчас, чем по-крупному в будущем.
Также обратим внимание на карты рассрочек, которые помогают молодым людям и семьям в быту, казалось бы, незаменимая услуга! Тем не менее психологически человек привыкает к тому что может купить многое и из-за чего остается вечным должником. Столь прописную истину понимали и дети, и взрослые.
Полезный навык грамотно распределять средства поможет вашему чадо на всех жизненных этапах. Не нужно превращаться в мальчика Бобби, который только и делал, что копил деньги, но и «транжирить» тоже не следует, ведь можно достичь результата, который порадует тебя гораздо больше чем сиюминутный.