Подвиг танкистов: как Т-28 ворвался в оккупированный Минск
1945 год. Великая Отечественная война осталась в очень недалеком прошлом с выстрелами, взрывами, геноцидом, холокостом, со всем тем злом, которое распространялось благодаря трусливому и молчаливому безразличию стран Запада.
На оккупированной американцами территории Германии велись допросы немецких солдат и офицеров. Внимание военнослужащих привлекла история, которую рассказал один из офицеров. История касается события 4-летней давности, которое произошло в Минске и очень четко отпечаталось в его памяти.
28 июня 1941 года, спустя 6 дней после вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз, Минск атаковали немцы. Третья танковая группа под командованием генерал-полковника Гота ворвалась в столицу Беларуси с северо-запада, а 2-я танковая группа Гудериана — с юга. Зажатые в клещи немецкими танками советские войска вынужденно отступали в направлении Могилева, двигаясь по одноименному шоссе. Одну из колонн замыкал трехбашенный средний танк Т-28 под управлением старшего сержанта Малько. У боевой машины случились проблемы с двигателем, но она располагала полным запасом горюче-смазочных материалов. В районе деревни Березина Минского района танк попал под авианалет и безнадежно заглох от разорвавшихся вблизи бомб. Старший сержант получил от командования приказ взорвать танк и следовать с бойцами в кузове одного из грузовиков в Могилев. Что же предпринял Малько? Он уговорил начальство отсрочить выполнение приказа, так как танк был новым и существенных повреждений в боевых действиях не получил, технику можно было отремонтировать. Командование дало добро. Т-28 остался. У старшего сержанта получилось запустить двигатель. Определяющей в этой истории стала случайность.
К месту стоянки танка неожиданно вышли майор-танкист Васечкин в компании четверых курсантов-артиллеристов. Звали их Николай Педан, Александр Рачицкий, Федор Наумов, фамилия четвертого — Сергея — осталась неизвестной. Благодаря такому стечению обстоятельств экипаж танка оказался полностью укомплектован. Как говорится, они оказались в нужное время в нужном месте. Всю ночь новоиспеченный экипаж обдумывал план прорыва и выход из окружения. Могилевское шоссе к тому времени уже перекрыли фашисты. Танкистам нужно было искать другой путь. И тут свою оригинальную мысль высказал курсант Николай Педан. Его замысел был дерзок, но весь экипаж единогласно проголосовал за безумный план, который заключался в следующем: вместо присоединения к отступающим частям, они поедут в западном направлении, прорвутся с боем через захваченный Минск и выйдут из окружения по Московскому шоссе в расположение советских войск.
Топливные баки Т-28 были заполнены, только боекомплект не полон, но старший сержант Малько знал, где в этих краях находился склад боеприпасов. В танке из строя вышла рация, однако командир, стрелки и механик-водитель не растерялись. Они заранее оговорили комплекс условных сигналов: нога командира на правом плече механика-водителя означала правый поворот, на левом —соответственно левый; один толчок в спину был первой передачей, два — второй; нога на голове была сигналом остановки. Утром 3 июля 1941 года трехбашенная бронированная крепость выдвинулась в сторону Минска, чтобы уничтожить фашистских захватчиков.
На брошенном складе экипаж пополнил боекомплект и выдвинулся в сторону Минска. Т-28 на полном ходу несся в сторону столицы Белорусской ССР. Впереди из серой рассветной дымки показались первые очертания города. Оставались считанные минуты до боя. Тревога и безысходность переполняли экипаж.
Совершенно без боя танк преодолел первые немецкие кордоны. Экипаж рассчитывал на эффект неожиданности. Немцы приняли Т-28 за трофейную бронетехнику. Команда ранее условилась соблюдать до последнего скрытность. Первым не выдержал механик-водитель, который закатал в асфальт весело кружившего перед носом их боевой машины немецкого солдата-велосипедиста. Экипаж преодолел железнодорожный переезд, пути трамвайного кольца и оказался на улице Ворошилова (сегодня это Октябрьская). Здесь, у ликеро-водочного завода, они встретили группу немцев, которые грузили в машину ящики с бутылками спирта. Когда до них оставалось не больше 500 метров, в дело включилась правая башня танка. Фашисты падали на землю, прятались за автомобиль, но пулемет не щадил никого.
Не встретив сопротивления и сигналов тревоги со стороны запаниковавшего противника, танк углубился в город. Возле рынка свернул на улицу Ленина, где навстречу двигалась колонна мотоциклов. Механик-водитель наблюдал в свою щель лица немцев, искаженные животным страхом перед неминуемой гибелью под гусеницами стального монстра советского производства. Мотоциклисты из хвоста колонны начали разворачиваться в попытке сохранить себе жизнь. Но все было тщетно, беспощадный пулеметный огонь делал свое дело. Далее танк, выехав на улицу Советскую, выстрелил осколочно-фугасным снарядом в группу немецких солдат, толпившуюся у театра. На повороте на Октябрьскую (сейчас — проспект Независимости и улица Янки Купалы) возникла заминка. Танкисты обнаружили здесь огромное количество живой силы и техники противника. Практически не целясь, экипаж вел огонь из всех орудий и ехал напролом. Паника охватила гитлеровцев. Эффект неожиданности и нелогичность появления советской бронетехники в тылу немецких войск сыграли свою роль. Машина полностью проехала улицу до самого парка, где ее встретил выстрел противотанковой 37-миллиметровой пушки PaK 35/36. Снаряд противника сделал рикошет от лобовой брони. Перезарядить орудие немцы не успели. Вовремя замеченная пушка под шквальным огнем советских орудий превратилась в бесформенную груду металлолома.
Пришедшие в себя фрицы оказали организованное сопротивление нашему танку. В районе Золотой Горки Т-28 попал под фланговый огонь артиллерийской батареи. Первыми выстрелами была пробита 20-миллиметровая бортовая броня в районе двигателя. Танк загорелся, но ехал до последнего под прицельным вражеским огнем. На Комаровской развилке (сейчас — Площадь Якуба Коласа) майор Васечкин отдал экипажу приказ покинуть безнадежно гибнущую боевую машину. Старший сержант Малько выбрался через люк механика-водителя в передней части танка и увидел, как из командирского люка вылез раненый майор, отстреливаясь из пистолета. Сержант смог отползти подальше от пылающего Т-28. И тут взорвались оставшиеся в танке снаряды. От детонации башня взлетела в воздух и упала на прежнее место. В неразберихе и дыму Дмитрию Малько удалось скрыться.
Старший сержант осенью того же года вернулся в строй боевых частей Красной Армии в прежней воинской специальности. Он смог выжить и пройти всю войну. В 1944 году Дмитрий Малько въехал в освобожденную столицу Беларуси на Т-34 по тому же Московскому шоссе, по которому в 41-м пытался из него вырваться. Удивительно то, что он увидел тот самый Т-28. Танк стоял там же, где был подбит.
Результатом подвига стал огромный урон оккупантов. Танкисты уничтожили и вывели из строя около 10 танков и бронемашин противника, 14 грузовиков, 3 артиллерийские батареи. Немцы понесли и немалые потери в живой силе.