Что связывает Канопацкую и погибшего активиста Касперовича

Накануне в Беларуси был принят указ, который частично меняет состав коллегиальных органов — где-то подправили название должностей и списки, а где-то персонально внесли новые фамилии. В числе последних — Анна Анатольевна Канопацкая, которая была включена в так называемую «комиссию по возвращению».
Состав комиссии по возвращению пополнился
Напомним, в данную комиссию, помимо руководства силовых структур и некоторых министерств, входят общественники — Воскресенский («Координационный совет демократических сил»), Гайдукевич (ЛДПБ), Ольга Шпилевская (БСЖ), Анна Харута («Патриоты Беларуси»), Александр Богданович (Федерация хоккея Беларуси) и ряд других.
Поэтому Канопацкая находится примерно в одном статусе с Воскресенским. Напомним, в 2020-м КСДС Воскресенского выступал за амнистию и диалог с оппозиционным группами, а сейчас Анна Анатольевна, очевидно, будет работать по темам, связанным с диаспорой.

Первый ход уже сделан — Канопацкая на странице в ФБ пояснила, что будет заниматься общественной деятельностью в память о своем соратнике — 43-летнем Касперовиче, бывшем члене «Молодого фронта» и «сейма БНФ», который был найден мертвым в Варшаве в июне 2025.
Касперович находился в эмиграции, затем вернулся в Минск в 2022-м, был задержан, с его слов — завербован КГБ и затем выпущен заграницу. В среде эмиграции ему после этого не верили и есть версия, что убили. Поэтому сам факт того, что Канопацкая привлекает внимание к истории Касперовича — хороший информационный сюжет.
Безопасность белорусов за границей: предупреждение о рисках и провокациях
Во внутриполитическом поле Беларуси Анна не имеет веса; вместе с тем, с ее помощью было бы интересно подсветить тему преследование белорусов за границей от иностранных спецслужб и тему смертей с непонятными обстоятельствами.


Надо сказать, что поляки и литовцы в этом плане работают достаточно грязно и идут на любые провокации — к примеру, Касперовича могли убить показательно, после того, как тот дал большое интервью о сотрудничестве с КГБ. Либо, что более вероятно, его заподозрили в многолетней работе на белорусские спецслужбы (тот часто ездил по миру), могли посчитать его кадровым сотрудником КГБ и, опять же, показательно убить. Почерк может быть примерно таким же, как с политиком Анджеем Леппером, другом Беларуси, которого показательно повесили в собственном офисе партии «Самооборона» в 2011-м.
Комиссия по возвращению как путь к безопасности
Разумеется, Канопацкая в этой истории не главная. Но ее устами хорошо бы донести до деятелей в эмиграции простую мысль: они должны понимать, что если завтра на них появится компромат о контактах с белорусским спецслужбами (не обязательно это агентурные отношения, просто дружба, встречи, доверительное общение, многолетнее знакомство с кем-то), то в случае сомнений никто не будет устанавливать истину, а иностранная контрразведка поступит максимально жестко. Белорусы за границей никто, и поэтому не нужно ожидать, что «органы разберутся», этого не произойдет.

Соответственно, от иностранных силовых структур надо держаться подальше. Там существует реальная вводная, что Литва и Польша готовится к войне с Россией и Беларусью, что ведется «гибридная агрессия», поэтому даже Касперовича, который не был связан с украинской темой, могли убить. Что же касается тех, кто напрямую связался со СМИ, информационными и военными вопросами, и, к примеру, был заподозрен в работе на белорусские спецслужбы, на территории Украины их просто садят «на подвал», пытают, добывая информацию прямым насилием.
Для таких вернуться в Беларусь через комиссию — будет означать сохранить жизнь и здоровье.
Рекомендуем

