Новый цифровой порядок в мире: играть не запрещено, но и проказничать не позволено

Киберпространство стало полноценным полем межгосударственного противостояния. По сообщениям пресс-службы ОДКБ, 14 сентября сайт ведомства был взломан и подвергнут DDoS-атаке.
Время было выбрано не случайно – к структуре приковано большое внимание на фоне конфликта Армении и Азербайджана и соответствующего обращения в ОДКБ со стороны официального Еревана. В данном случае нанесен серьезный имиджевый урон оборонному ведомству. Куда более серьезной угрозой является атака на критическую инфраструктуру. Так, например, 1 сентября в Москве было парализовано движение транспорта. После взлома приложения Яндекс-такси, десятки водителей были направлены на Кутузовский проспект, в результате чего сформировалась многочасовая пробка. Ответственность за акцию взяли на себя представители хакерского сообщества Anonymous, о чем сообщили на своей странице в Twitter.

Важно понимать, что под видом интузиастов, как правило, скрываются кадровые военные. Еще в апреле вице-премьер, министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров в интервью испанской газете El País утверждал, что организовал «первую в мире киберармию». По его словам, численность структуры составляет около 300 тысяч специалистов, которые на тот момент организовали свыше 660 кибератак против предприятий и учреждений России и Беларуси. В данном случае чиновник, скорее всего, решил набросить на себя пуха и умолчал о существенном вкладе западных партнеров. При этом Беларусь действительно несколько лет испытывала серьезную нагрузку на ведомства, которые вынуждены реагировать на ложные сообщения о минировании. Их количество и периодичность позволяет сделать вывод о спланированном характере атак. Уже 22 августа сотрудничество украинских и западных киберцентров начало приобретать официальный характер. Минцифры Украины, Госспецсвязь Украины и канцелярия премьер-министра Польши подписали меморандум о взаимопонимании в сфере киберзащиты. Михаил Федоров заявил, что украинские и польские власти решили объединить усилия для победы в «первой мировой кибервойне».

Наступательные войска в кибернетической сфере сегодня имеют большинство стран мира. С 2012 года в США действовала президентская Директива №20, которая устанавливала порядок проведения превентивных наступательных киберопераций. Отдельно прописывались протоколы, предусматривающие полномочия министра обороны по проведению экстренных кибератак. Документ носил секретный характер и был опубличен Эдвардом Сноуденом в 2013 году. Дональд Трамп в 2018 году подписал приказ, который пересматривает директиву. Источник Wall Street Journal охарактеризовал изменения в приказ как «наступательный шаг вперед». Китай обвинил 5 сентября Агентство национальной безопасности США в совершении кибератаки на Северо-Западный политехнический университет, который проводит исследования в области аэронавтики. Национальный центр экстренного реагирования на компьютерные угрозы Китая, что в последние годы Агентство национальной безопасности США провело более 10 000 кибератак на объекты в стране, похитив более 140 гигабайт данных.
Определенную проблему в данном случае представляет отсутствие международно-правового механизма регулирования отношений в киберпространстве на уровне платформ ООН. С миротворческой инициативой в этой сфере выступала Беларусь. Александр Лукашенко предлагал еще в 2019 году сформировать «пояс цифрового добрососедства». Планировалось, что ключевыми элементами договоренностей станут идеи цифрового суверенитета и нейтралитета, которые будут гарантировать невмешательство стран в информационные ресурсы друг друга. Спустя три года был зафиксирован первый случай в международной практике разрыва дипломатических отношений после обвинения в кибератаке. Албания потребовала 7 сентября покинуть страну в течение 24 часов всем сотрудникам посольства Ирана, включая дипломатический персонал и персонал службы безопасности.
Можно с уверенностью утверждать, что назревает «Балканизация интернета», при которой глобальная сеть будет превращена во множество локальных с установкой искусственных границ в виде национальных и межгосударственных законодательств. Например, по инициативе США 28 апреля 60 стран подписали «Декларацию о будущем интернета». Документ предусматривает формирование единых правил для дальнейшего функционирования и развития интернет-пространства на территории подписавшихся государств. Можно с уверенностью утверждать, что данный документ станет фундаментом развития новой международной организации по надзору и регулированию киберпространства. Одной из задач предусматривается продвижение глобального интернета, который способствует свободному потоку информации. Фактически, это подтверждает теорию о дальнейшей сегментации интернета, которую планируют осуждать через заявления от лица условного «сообщества декларации». При этом просматриваются и технологические тенденции, которые станут инструментом для противостояния «Балканизации интернета».
Существенным вызовом для «Цифрового суверенитета» станет спутниковый доступ к интернету, когда государства утратят контроль над аппаратной инфраструктурой. Фактически, правительства утратят возможность отключать доступ к интернету в критический момент. По данным неправительственной организации Access Now, которая отслеживает связь по всему миру, в 2021 году было зафиксировано 182 отключения.

Возможности спутникового доступа к интернету сегодня развивает достаточно много игроков, помимо медийно раскрученного SpaceX от старины Илона Маска. При этом Starlink уже может позволить снижать стоимость услуг в некоторых странах, что говорит о постепенном увеличении числа пользователей и внедрении технологии среди населения. Как это работает, мы наглядно видели на примере ситуации на Украине. Терминалы спутникового интернета Starlink обеспечивали устойчивой связью заблокированных в Мариуполе украинских военных. В Китае, где уже давно действует свой суверенный интернет, реализуемый через технологию Великий китайский файрвол или Золотой щит, уже расценивают спутниковый интернет как угрозу национальной безопасности. В стране обсуждают возможность создания систем, позволяющих уничтожать спутники Starlink.
Определенные тренды нового цифрового порядка можно было понять из выступлений участников виртуальной процедуры подписания «Декларации о будущем интернета».
«Возможности онлайн-пространства переводятся в права и обязанности, и сегодняшняя декларация является очень важным шагом, она продвигает эти идеи в глобальное пространство», – представитель Еврокомиссии.
Это говорит о том, что интернет во многом постараются перевести из анонимного в идентифицированный для внедрения законодательной базы в отношении пользователей. Агентство по кибербезопасности и безопасности инфраструктуры США рекомендовало госучреждениям и частным компаниям до октября перейти к более современным методам аутентификации. Социальная сеть Twitter уже тестирует специальный тег для учетных записей с подтвержденным номером телефона.
«Первая мировая кибервойна», о которой говорил в своем заявлении Михаил Федоров, как и любая форма противостояния, завершится разрядкой, в результате которой будут сформированы глобальные правила поведения в киберпространстве аналогичные контролю за ядерным вооружением. В этом случае государства будут вынуждены взять на себя обязательства и за деятельность условных энтузиастов цифрового мира. Таким образом, отчетливо видится необходимость в дальнейшем разделении технологий на гражданские и военно-промышленные. Проще говоря, компьютеры, которые превосходят по мощности выполнение бытовых функций, будут ограничены в свободной реализации и должны будут ставиться на учет в соответствующих ведомствах. В общем, новый цифровой порядок играть не запретит, но и проказничать не позволит.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!
Рекомендуем



